Кому помогает, а кому мешает система менеджмента качества?
В июне 2020 г. в Центральный орган СДС «Военный Регистр» поступило письмо из Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.06.2020 № ПГ-06-7708, в связи с обращением В.Г. Казакова.
Данное обращение г-н Казаков направил в Правительство Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Министерство обороны и Минпромторг России, после публикации двух своих статей в журналах РИА «Стандарты и качество».
Для подготовки Департаментом ОПК Минпромторга проекта ответа заявителю, а также в Аппарат Правительства Российской Федерации, нам предлагалось рассмотреть выдержки из обращения В.Г. Казакова и подготовить свой проект ответа.
Письмо Департамента ОПК Минпромторга РФ № ПГ-06-7708 от 11.06.2020
Так как проведение объективного анализа «целесообразности и полезности (результативности) аудитов», оказываемых органами по сертификации, на основе заключений, подтвержденных организациями – держателями сертификатов, невозможно было провести к назначенному Минпромторгом сроку, был проведен краткий анализ специалистами ЦО СДС «Военный Регистр» только самого обращения г-на В.Г. Казакова, и подготовлен промежуточный ответ.
Анализ обращения В.Г. Казакова в Правительство Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Министерство обороны и Минпромторг показал, что автор, мягко говоря, не полностью владеет актуальными знаниями о предмете своего рассуждения, а также не в достаточной мере знаком с современным законодательством, как в области технического регулирования, так и в области Гражданского и Налогового Кодексов Российской Федерации. Поэтому, цитатаиз Н.М. Карамзина, открывающая одну из его статей:
«В невежестве двойном… ты пребываешь:
Во-первых, ничего не знаешь,
А во-вторых, не знаешь и того,
Что ты… не знаешь ничего.»,
характеризует содержание дальнейшего обращения в правительственные структуры и ФОИВ.
Рассуждая о неэффективности систем менеджмента качества, внедренных на предприятиях в соответствии с государственными (!) стандартами, г-н Казаков постоянно ссылается на отзывы специалистов, деятельность которых связана с внедрением на предприятиях промышленности, в том числе ОПК, систем менеджмента качества. Но ни одного отзыва или цитаты из них ни в статьях, ни в обращении так и не приведено. Что это за специалисты, остается только гадать.
Анализ обращения В.Г. Казакова от ЦО СДС
Автору обращения попалась под руку юбилейная книга, выпущенная к 10-летию СДС «Военный Регистр» в 2010 году, что стало поводом выражения мнения г-на Казакова о деятельности органов по сертификации и систем добровольной сертификации в ОПК, в частности СДС «Военный Регистр».
Учитывая, что в текущем году Система отмечает 20-летие своего создания, разбор полетов десятилетней давности несколько запоздал. Тем более, что, из рассуждений о создании и гражданско-правовом статусе Системы добровольной сертификации «Военный Регистр» видно, что г-н Казаков совершенно не владеет фактами и пониманием поднятого им вопроса.
Для начала следует объяснить г-ну Казакову, путающемуся в статусе СДС «Военный Регистр», разницу между органом по сертификации и системой добровольной сертификации (которую почему-то ни г-н В.Г. Казаков, ни чиновники различных министерств и ведомств упорно не хотят понимать).
Орган по сертификации – это юридическое лицо, в том числе и частное (что законами Российской Федерации не запрещено), и непосредственно занимающееся сертификацией предприятий и организаций. В обязательном (!) порядке аккредитованное в национальном аккредитующем органе (Росаккредитации).
Система добровольной сертификации – не юридическое лицо. Это объединение, союз, коалиция органов по сертификации, действующих по правилам и требованиям этой СДС, установленными ее создателями. Руководящие документы Системы в обязательном порядке проходят регистрацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и стандартизации (Росстандарт).
В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 30.04.2019 № 546 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» объявлен конкурс на определение организации для осуществления функций органа по аккредитации в ОПК.
Создателями Системы добровольной сертификации могут быть любые юридические лица и/или индивидуальными предприниматели.
Создатели Системы:
- устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется сертификация;
- устанавливают правила выполнения работ по сертификации, предусмотренных Системой, и порядок их оплаты;
- определяют субъекты Системы через процедуру регистрации.
Органа по сертификации «Военный Регистр» нет и никогда не существовало. Поэтому, «собственниками Органа по сертификации «Военный Регистр» бывшие должностные лица Министерства обороны» стать не могли.
Так же, СДС «Военный Регистр» никогда не была государственной, как почему-то решил г-н Казаков.
Выдавая свои личные измышления за истину В.Г Казаков, не владея достоверной информацией исказил суть и статус СДС «Военный Регистр», как, собственно и понимание истории и причин ее создания.
Дальнейшая работа по проведению углубленного анализа удовлетворенности предприятий (организаций) – держателей сертификатов СДС «Военный Регистр» и вопросов «добавленной ценности», Центральным органом проводилась с помощью запросов, направленным субъектам и участникам Системы с просьбой высказать свое мнение.
Запрос по обращению В.Г. Казакова был направлен, в том числе и крупнейшим в России органам по сертификации, работающим в сфере ОПК, которым Министерство промышленности и торговли, по каким-то причинам, не стало отправлять обращение В.Г. Казакова на отзыв. Как, впрочем, и крупнейшим системам добровольной сертификации – «Оборонсертифика» (работающей в это сфере с 1995 года), «Электронсерт» (с 1996 г.).
Для более объективного анализа и формирования заключения по данному вопросу, нами были направлены запросы в адрес 50 крупнейших предприятий ОПК и в 11 органов по сертификации Военного Регистра.
Письмо ЦО СДС ВР от 18.06.2020 № 166ц
Мы получили ответы от 37 предприятий и 5 органов по сертификации.
Обобщенный анализ этих отзывов, по удовлетворенности организаций (предприятий) – держателей сертификатов СДС «Военный Регистр» и «добавленной ценности» по результатам аудита, был направлен нами в Департамент ОПК Минпромторга России.
Исходя из анализа поступивших ответов от предприятий, 97,3 % опрошенных удовлетворены качеством оказываемых услуг органами по сертификации систем менеджмента и считают, что проведение своевременных аудитов объективными и полностью независимыми экспертами СДС позволяет систематически улучшать функционирование СМК на всех этапах жизненного цикла продукции, выявлять слабые места на предприятии и устранять их. Это, в свою очередь, добавляет уверенности предприятию и потребителям в способности поставлять продукцию требуемого качества на постоянной основе, с учетом всех требований потребителей.
По стоимости оказания услуг респонденты ответили следующим образом:
- 26 % – стоимость услуг по сертификации является незначительной от общей суммы государственных контрактов;
- 6 % – стоимость услуг высокая;
- 68 % – о стоимости услуг не ответили.
Приводим некоторые, наиболее содержательные ответы на запросы, от предприятий – держателей сертификатов СДС «Военный Регистр».
На основе полученных ответов можно сделать вывод, что СМК, построенные в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, являются востребованными и признаваемыми на внешнем рынке.
Система «КАНАРСПИ 21 века», разработана в основном, для авиационной промышленности и, по мнению предприятий промышленности, распространение ее на все предприятия ОПК нецелесообразно и повлечет дополнительные расходы на внедрение, а эффективность будет незначительна. Кроме того, принципы этой системы уже заложены в национальных и военных стандартах 2-го и 3-го уровней.
Вместе с этим, замена системы значительно снизит экспортный потенциал предприятий и может привести к дополнительным проблемам при заключении международных договоров.
По мнению большинства респондентов, решение о выборе системы управления качеством продукции должны принимать изготовители этой продукции с учетом вышеперечисленных и других рисков.