Качество ОПК - 2018. ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ

Научно-практический форум
«Вопросы качества продукции военного и гражданского назначения организаций оборонно-промышленного комплекса»
(«Качество ОПК – 2018»)

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ

В период с 14 по 15 февраля 2018 г. в г. Нижний Новгород проведен научно-практический форум «Вопросы качества продукции военного и гражданского назначения организаций оборонно-промышленного комплекса» (Качество ОПК - 2018) (далее – форум).

По результатам работы участники форума отмечают следующее.

В целом деятельность государственных корпораций, интегрированных структур и организаций оборонно-промышленного комплекса по обеспечению качества изготавливаемой (поставляемой) продукции военного и гражданского назначения (далее – продукция) позволяет в основном удовлетворять требования государственного заказчика (заказчика) в процессе ее эксплуатации. Это достигается функционированием в государственных корпорациях, интегрированных структурах и организациях оборонно-промышленного комплекса систем управления качеством, единой методологической основой которых является совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов, участников системы, включая средства и механизмы обеспечения единства измерений. При этом государственные корпорации, интегрированные структуры и организации оборонно-промышленного комплекса ориентированы на достижение целевых ориентиров и показателей выполнения государственного оборонного заказа и государственных программ социально-экономического развития в различных секторах (отраслях) экономики. Снижение количества отказов продукции (из расчета на одно гарантийное изделие) в 2017 г. в сравнении с 2016 г. свидетельствует о повышении результативности функционирования систем менеджмента изготовителей (поставщиков) продукции.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», актов и решений Правительства Российской Федерации по обеспечению выполнения поименованного Указа Президента Российской Федерации осуществляется переход на новые условия размещения и исполнения государственного оборонного заказа, совершенствуется организационная структура оборонно-промышленного комплекса и расширяются его возможности.

На федеральном уровне принимаются меры государственной поддержки изготовителей продукции, демонстрирующих стабильное качество, совершенствуются и реализуются требования законодательства-Российской Федерации о контрактной системе и в сфере государственного оборонного заказа, актуализируются нормативные и технические документы, в которых устанавливаются обязательные требования к продукции и процессам ее проектирования, изготовления, эксплуатации, методам испытаний (измерений), а также показатели качества.

Вместе с тем на качество разрабатываемой, изготавливаемой и эксплуатируемой продукции оказывает влияние множество факторов. К наиболее значимым из них относятся:

  • несоответствие нормативной правовой базы в области качества современной организационной структуре субъектов управления качеством, обусловленное переходом на новые условия размещения и исполнения государственного оборонного заказа, а также сложившимся экономическим условиям;
  • система менеджмента и политика государственных корпораций, интегрированных структур и организаций оборонно-промышленного комплекса в области обеспечения качества не адаптирована к современным условиям размещения и исполнения государственного оборонного заказа;
  • сокращение объемов и процедур контроля качества изделий (работ) в ходе технологических операций изготовления изделий и их испытаний со стороны субъектов управления качеством, в том числе в целях минимизации расходов по государственным контрактам (договорам);
  • низкий уровень развития научно-методического обеспечения контроля и технологий контроля и управления качеством изделиями на различных этапах жизненного цикла из-за прекращения научных разработок и внедрения перспективных технологий, передовых форм и методов обеспечения, контроля и управления качеством соответствующего или пер­спективного изделия;
  • отсутствие в организациях оборонно-промышленного комплекса и у потребителей продукции полной и актуальной информации о фактических показателях ее качества;
  • износ технологического и измерительного обору­дования в организациях оборонно-промышленного комплекса. Системы измерений и методики измере­ний, функционирующие в организациях оборонно-промышленного комплекса, и применяемый парк средств измерений, необходимых для разработки, контроля измеряемых параметров особо ответственных технологических операций и управления такими процессами, морально устарели, изношены и не обеспечивают функциональной точности измерений, не позволяют дистанционно формировать результаты отклонений несоответствия продукции от установленных требований;
  • несовершенство систем менеджмента качества государственных корпораций, интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса и входящих в них организаций. Указанные организации при существующих возможностях не обеспечивают внедрения в системы менеджмента качества инженерных методик построения «встроенного качества» (одобрения процессов производства поставщиков (РРАР), перспективного планирования качества продукции и плана управления потоками процесса (APQP), анализа видов и последствий потенциальных отказов (FMEA), анализа измерительных систем (MSA), статистического управления процессами (SPC), снижения отклонений в процессах производства электронных компонентов (Six Sigma), а также проведения еже­дневных уровневых аудитов (LPA) на производстве и у поставщиков комплектующих изделий в рамках сопровождаемых сделок), что существенно снижает эффективность систем управления качеством;
  • низкое качество комплектующих изделий, материалов, сырья и элементной базы, применяемых при изготовлении финальных изделий и поставляемых различными уровнями производственной кооперации. Причинами такого положения являются недостаточная эффективность функционирования подразделений контроля качества указанных поставщиков. При этом правовая и нормативная база не позволяют головным исполнителям осуществлять по единым требованиям контроль процессов производства и управления качеством у поставщиков;
  • отсутствуют правовые механизмы:

-   поощрения исполнителей государственных контрактов (контрактов) за обеспечение стабильного бездефектного производства поставляемой продукции, что не создает условий для дополнительной мотивации организаций оборонно-промышленного комплекса и их сотрудников к сдаче продукции заказчику с первого предъявления;
-   компенсаций для организаций оборонно-промышленного комплекса непредвиденных расходов, обусловленных необходимостью обеспечения требуемого уровня качества, поскольку затраты на ремонт гарантийных изделий по причине отказов превышают затраты по предупреждению и устранению «брака» в ходе изготовления;

  • низкая эффективность управления деятельностью в сфере стандартизации оборонной продукции со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и организаций;
  • крайне низкие темпы обновления фонда докумен­тов по стандартизации (менее 1% при потребности не менее 10%), большую часть которых составляют стандарты, принятые 25—30 лет назад), в том числе по причине недостаточного финансирования разра­ботки и актуализации документов по стандартизации;
  • дефицит квалифицированных кадров технических специальностей, необходимых для системного внедрения инновационных направлений развития в области качества;
  • управленческая дисфункция в связи с потерей квали­фикации специалистов в области управления каче­ством и производственными системами по причине сокращения рабочих программ по подготовке таких специалистов в высших учебных заведениях профес­сионального образования и их разрыва с потребно­стями интегрированных структур оборонно-промыш­ленного комплекса;
  • не развита корпоративная система специалистов по техническим специальностям и инженеров в сфе­ре обеспечения качества и связанным с этой сферой деятельности дисциплинам обучения;
  • низкая результативность выполнения поручений Пра­вительства Российской Федерации, решений колле­гии Военно-промышленной комиссии Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение качества продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и на экспорт в период 2013—2017 гг.

В целях снижения воздействия факторов, отрица­тельно влияющих на качество разрабатываемой, изго­тавливаемой и эксплуатируемой продукции, участники форума считают целесообразным принять комплекс следующих мер.

I. В сфере нормативного правового регулирования.

1.   Проработать с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации вопросы внесения изменений в законодательство Российской Федерации:

а)     о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части возможности установления в конкурсной документации повышенных значений коэффициентов значимости критериев, характеризующих качество
продукции, закупаемой для нужд обороны и безопасности государства, в целях снижения риска заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который существенно снижает цену контракта на этапе конкурса за счет требований к качеству продукции. Данный подход целесообразно распространить в отношении закупаемых услуг по сертификации (включая инспекционный контроль) систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, включая комплектующие изделия, сырье и материалы, а также деятельность по разработке, производству, реализации, испытанию, утилизации и хранению боеприпасов;
б)     об административной ответственности в части установления ответственности в отношении:

-   недобросовестных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, и систем менеджмента качества указанных организаций за нарушение правил сертификации указанной продукции (работ, услуг) либо выдачу документов о подтверждении ее соот­ветствия, протоколов испытаний (измерений), содержащих заведомо ложные сведения о результатах оценки (подтверждения) соответствия;
-   организаций, осуществляющих поставки продукции (выполняющих работы, оказывающих услуги) по государственному оборонному заказу за несоответствие их продукции (работ, услуг) требованиям, установленным государственным контрактом (договором);
-   недобросовестных экспертов по сертификации за заведомо ложное заключение о соответствии продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям (проектной, конструкторской, технологической документации, документам по стандартизации), включая составные части, комплектующие изделия и материалы.

Предлагаемые меры создадут условия для мотивации изготовителей финальной продукции устанавливать кооперационные связи с надежными поставщиками составных частей, комплектующих изделий и материалов, требовать от них доказательств соответствия продукции обязательным требованиям и обеспечения стабильного качества таких изделий;

в) Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработать изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающие согласование не реже одного раза в три года рабочих программ обучения в сфере обеспечения и контроля качества с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федера­ции, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Госкорпорацией «Роскосмос», Государственной корпорацией «Ростех», иными государственными корпорациями и интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса.

2.   Утвердить на федеральном уровне:

а)     правила сертификации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу и (или) систем менеджмента качества указанных организаций. Указанные правила будут применяться, в случае если такая форма оценки соответствия предусмотрена государственным контрактом (контрактом). Это позволит сделать процедуры оценки соответствия продукции транспарентными, открытыми и ограничит деятельность недобросовестных хозяйствующих субъектов в части выдачи сертификатов соответствия без проведения испытаний и (или) с нарушением установленных процедур;
б)     стратегию обеспечения качества продукции, изготавливаемой организациями оборонно-промышленного комплекса на период до 2027 г.;
в)     правила проведения ежегодных конкурсов на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества в организациях оборонно-промышленного комплекса.

3.   Государственным корпорациям и иным интегрированным структурам оборонно-промышленного комплекса утвердить:

а)     стратегии обеспечения качества продукции и управления системами менеджмента качества;
б)     правила проведения ежегодных конкурсов на соискание премий в области качества в организациях, входящих в структуру корпораций (интегрированной структуры).

4.   Проработать с региональными органами исполнительной власти в федеральных округах вопрос целесообразности утверждения программы поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса, производящих приоритетную для государства, отраслей и регионов продукцию. При выборе организаций оборонно-промышленного комплекса, которым предполагается оказать государственную поддержку в любой форме, органы региональной исполнительной власти должны руководствоваться способностью этих организаций обеспечить за период действия государственной поддержки конкурентоспособное качество или тот его уровень, который необходим для защиты национальных интересов Российской Федерации. При этом такие организации должны защитить право на использование мер государственной поддержки путем разработки и доказательств реальности собственных программ обеспечения качества продукции, рассчитанных на сроки, в течение которых действуют указанные меры.

5.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством труда Российской Федерации, Федеральным агентством
по техническому регулированию и метрологии, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Госкорпорацией «Роскосмос», Государственной корпорацией «Ростех», иными государственными корпорациями и интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса:

а)     проработать вопрос разработки и утверждения в период с 2018 по 2025 г. Профессиональных стандартов в отношении специалистов, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения качества продукции и управления системой менеджмента качества организации;
б)     согласовать перечень специалистов, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения качества или управления, в отношении которых планируется разработка и утверждение указанных профессиональных стандартов;
в)     проработать меры государственной поддержки (субсидирования) программ повышения квалификации персонала федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса в области обеспечения качества продукции и (или) управления системой качества организации.

6.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, другими государственными заказчиками государственного оборонного заказа, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Госкорпорацией «Роскосмос», Государственной корпорацией «Ростех», иными государственными корпорациями и интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса проработать вопросы:

а)     создания координационного совета по межведомственному взаимодействию в области качества продукции и услуг, на который возложить:

-   рассмотрение предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и иных интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса о принятии мер, направленных на обеспечение бездефектного производства;
-   разработку согласованной методологии обеспечения качества в организациях оборонно-промышленного комплекса с учетом отраслевой специфики;
-   рассмотрение проекта ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации о состоянии и принятых мерах по повышению качества и надежности продукции военного назначения, подготовленного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

б)     внедрения маркировки комплектующих изделий контрольными (идентификационными) знаками в целях создания комплексной системы прослеживаемое качества и безопасности продукции.

7.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации проработать вопрос об утвержде­нии Министерством порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, предусмат­ривающего возможность отнесения к таким затратам расходов на оплату труда персонала, в обязанности которого входит деятельность в сфере обеспечения качества продукции и управления качеством (произ­водственного, инженерно-технического и научного) в соответствии с уровнем оплаты, сложившимся для каждой указанной категории на региональном рынке труда, а также на кадровое обеспечение деятельности, включая мероприятия по привлечению, подготовке и переподготовке персонала в области качества.

II. В сфере оценки соответствия

8.   Рекомендовать системам добровольной сертификации, выполняющим работы по подтверждению соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, и (или) системам менеджмента качества создать в 2018 г. постоянно действующий общественный совещательный орган – экспертный совет представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации и сертификации в указанной сфере. Создание названного совета будет способствовать повышению доверия к результатам сертификации продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, и систем менеджмента качества за счет внедрения указанными системами добровольной сертификации требований и процедур, установленных в группе стандартов серии AS/EN 9104 Международной авиакосмической группы по качеству (IAQG), регламентирующих аспекты систем менеджмента качества аэрокосмической отрасли.

9.  Рекомендовать советам директоров (наблюдательным советам) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Госкорпорации «Роскосмос», • Государственной корпорации «Ростех», иным государственным корпорациямии интегрированным структурам оборонно-промышленного комплекса ежегодно рассматривать вопросы, касающиеся деятельности по обеспечению бездефектного производства, итоги рекламационной работы, а также реализации утвержденной в интегрированной структуре политики в сфере управления системами менеджмента качества и методов бережливого производства, направ­ленных на обеспечение стабильного производства продукции, соответствующей заданным требованиям государственного заказчика (заказчика).

III. В сфере стандартизации

10.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Госкорпо­рации «Роскосмос», Государственной корпорации «Ростех», иными государственными корпорациями и интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса в рамках полномочий по закреплению за указанными федеральными органами исполнительной власти и организациями фонда документов по стандартизации оборонной продукции и в целях обеспечения реализации комплекса мер Правительства Российской Федерации по актуализации (пересмотру, отмене, внесению изменений) фонда документов по стандартизации оборонной продукции, исходя из необходимости его обновления до 1 января 2025 г. на уровне не ниже 70%:

а)     до 1 января 2019 г. организовать и провести оценку научно-технического уровня документов по стандартизации оборонной продукции (полнота требований стандарта к степени соответствия требованиям заказчика и (или) технологическому уровню производства);
б)     до 1 июля 2018 г. утвердить ежегодные плановые показатели актуализации фонда документов по стандартизации оборонной продукции до 2025 г., а также передачи государственным корпорациям и объединениям юридических лиц отраслевых военных стандартов в целях перевода их в стандарты организаций для обеспечения производственной деятельности и достижения оптимального уровня качества изготавливаемой продукции;
в)     до 1 июля 2018 г. утвердить программы разработки документов по стандартизации, необходимых для нормативно-технического обеспечения перехода с 2023 г. на технологии компьютерного проектирования и моделирования при разработке перспективной и высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, в первую очередь образцов вооружения, военной и специальной техники;
г)     до 1 августа 2018 г. проработать вопрос применения механизма «опережающего нормирования» с повышением оперативности принятия и качества разработки современных стандартов, а также разработки мер по повышению эффективности существующих форм государственно-частного партнерства в области стандартизации;
д)     осуществить в 2018-2019 гг. актуализацию (пересмотр) комплекса стандартов Единой системы конструкторской документации в части установления требований:

-   к машиносчитываемой маркировке и клеймению изделий;
-   к формированию компьютерной модели в отношении образцов вооружения и военной техники и их электронных макетов;
-   к представлению результатов опытно-конструкторских работ и ее этапов в цифровом виде, в виде совокупности компьютерных моделей непосредственно в среде системы управления инженерными данными для высокотехнологичных и технически сложных изделий (например, самолет), а также к хранению и сопровождению результатов проектно-конструкторских работ (как альтернатива микрофильмам);
-   к представлению конструкторской документации на согласование и утверждение в электронном виде;

е)     до 1 июня 2018 г. включить в установленном порядке в план военной стандартизации на 2018 г. разработку проекта рекомендаций по стандартизации, аспектами которых должны стать типовые требования к системам менеджмента качества интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса при исполнении государственного-оборонного заказа по созданию различных видов продукции военного назначения со сроком их утверждения во II квартале 2019 г.

11.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в целях развития информационной среды в области качества продукции проработать возможность участия организаций оборонно-промышленного комплекса в работах по стандартизации по направлениям «Интернет вещей», «Умное производство», «Виртуальная и дополненная реальность», обеспечив выполнение требований информационной безопасности, предусмотренных Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

IV. В сфере метрологического обеспечения

12.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, государственными корпорациями и иными интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса:

а)     выработать предложения по повышению координации в области проектирования и изготовления измерительной техники, используемой в процессе разработки, производства, испытаний и эксплуатации современных образцов и комплексов военного назначения;
б)     подготовить согласованные предложения, по формированию приоритетного технологического направления «Измерительные технологии для оборонно-промышленного комплекса» по головной организации и кандидатуре руководителя указанного направления;
в)     ежегодно принимать меры, направленные на обеспечение качества и повышение надежности средств измерений, включаемых в состав продукции военного назначения. Сведения о состоянии парка средств измерений, используемых в процессе разработки, производства, испытаний и эксплуатации современных образцов и комплексов военного назначения, представлять в Правительство Российской Федерации в рамках ежегодного доклада;
г)     до 1 июня 2018 г. проработать вопрос о проведении в рамках формирования мероприятий государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2018-2027 годы» работ в области прикладных исследований, разработок и дооснащения экспериментальной и производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса;
д)     обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. № 2478-р.

13.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Министерством обороны Российской Федерации обеспечить в среднесрочный период:

а)     разработку измерительных технологий и их внедрение для изготовления продукции в серийном производстве высокотехнологичных средств измерений исходя из существующих и перспективных потребностей оборонно-промышленного комплекса, обусловленных разработкой современных и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;
б)     разработку и доведение до организаций оборонно-промышленного комплекса методических рекомендаций по отнесению технических устройств к средствам измерений.

14.   Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение возможности изменения интервалов между поверками средств измерений в целях приведения их в соответствие с периодичностью обслуживания продукции военного назначения.

15.   Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии обеспечить разработку (модернизацию) до 2020 г. государственных первичных и государственных эталонов и формирование требований к ним, учитывая потребности Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области обороны и безопасности государства.

16.   Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Министерству обороны Российской Федерации принять меры по обеспечению создания научно-технического задела для разработки (модернизации) военных эталонов единиц величин, эталонов единиц величин и средств изме­рений в ходе разработки государственных первичных и государственных эталонов;

17.   Министерству обороны Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить приоритетное комплектование разрабатываемых образцов вооружения, воен­ной и специальной техники, в том числе военных эталонов, средствами измерений отечественного производства.

V. В сфере информационного обеспечения деятельности в области качества

18.   В целях формирования информационной среды в области обеспечения качества изделий, перехода к управлению процессами изготовления продукции с применением информационных технологий, используемых в деятельности по обеспечению качества, обеспечения перехода организаций оборонно-промышленного комплекса к разработке продукции посредством компьютерного проектирования и имитационного моделирования, в том числе виртуальных испытаний с использованием измерительного и метрологического оборудования, а также в связи с переходом государственных заказчиков на заключение контрактов жизненного цикла:

а)     Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями принять дополнительные меры по реализации опережающими темпами программы стандартизации в области обеспечения управления жизненным циклом вооружения и военной техники на 2017-2025 гг.
б)     Министерству промышленности и торговли Российской Федерации с учетом опыта Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» – российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики РФЯЦ-ВНИИЭФ по созданию и внедрению информационной среды и информационных технологий управления жизненным циклом продукции, к которой устанавливаются требования в области использования атомной энергии, проработать вопрос создания в интегрированных структурах оборонно-промыш­ленного комплекса единой защищенной информационной среды в организациях, входящих в коопе­рацию в рамках сопровождаемых сделок;
в)     Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации обеспечить до 1 декабря 2019 г. проведение работ по актуализации государственного военного стандарта серии ГОСТ РВ 52375-2005 «Системы менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий» в части установления требований к процессам обеспечения качества изготавливаемой продукции и характеризующим их показателям и индикаторам, а также порядок расчета указанных показателей и индикаторов.

19.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, интегрированным структурам оборонно-промышленного комплекса:

а)     проработать возможность расширения применения в организациях оборонно-промышленного комплекса автоматизированных средств измерений
(комплексов измерительных устройств) и иного метрологического оборудования для их интеграции в систему жизненного цикла изделий;
б)      изучить опыт федерального государственного унитарного предприятия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики РФЯЦ-ВНИИЭФ внедрения в организациях Корпорации подсистемы «Мониторинг процессов обеспечения качества» информационной системы управления жизненным циклом «Цифровое предприятие» для ее применения в организациях, входящих в состав интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса и организациях поставщиков комплектующих изделий, с учетом отраслевых особенностей для расширения параметров контроля результативности.
в)     организовать работу по внедрению в организациях оборон но-промышленного комплекса:

-   систем машинного обучения (искусственного интеллекта) при анализе больших объемов данных (Big Data) на этапах изготовления и эксплуатации изделий, а также систем виртуальной и дополненной реальности;
-   систем самодиагностики и повышения количества «умных» компонентов в изделии без снижения их надежности в целях совершенствования деятельности системы управления жизненным циклом в рамках сопровождаемых контрактов;
-   информационных систем, информационной инфраструктуры, автоматизированных средств производства и измерения.

VI. В сфере подготовки и сохранения кадрового потенциала и формирования мотивации персонала к бездефектному производству

20.   Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации при участии высших учебных заведений профессионального образования организовать и провести в 2018 и 2019 гг. научно-исследовательские работы, в которых осуществить прогнозирование: какие знания, навыки и компетенции в области управления качеством, производственными системами, методами менеджмента бережливого производства будут востребованы через пять, десять и пятнадцать лет с учетом развития отраслей экономики Российской Федерации, в том числе в оборонно-промышлен­ном комплексе.

21.   Рекомендовать государственным корпорациям и иным интегрированным структурам оборонно-промышленного комплекса:

а)     создать и сформировать в 2018 г. постоянно действующие советы по качеству (координационные советы по качеству).
На указанные советы возложить решение следующих основных задач:

-   анализ и оценка результативности функционирования производственных процессов, произ­водственных систем и систем менеджмента качества организаций, находящихся в ведении интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса;
-   анализ объективных и субъективных факторов, оказывающих негативное влияние на качество и надежность изготавливаемых изделий, и выработка предложений по их сокращению;
-   формирование единой методологии обеспечения качества и бездефектного производства,
-   разработка и утверждение мер морального и материального стимулирования персонала, направленных на обеспечение выпуска продук­ции заданного уровня качества;

б)     создать и внедрить систему оценки квалификационного уровня подразделений и специалистов для принятия решений о назначении на должность, направления на повышение квалификации или переподготовку;
в)     создать корпоративные учебные центры (университеты) по подготовке (переподготовке) специалистов интегрированных структур с учетом опыта создания таких центров в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и ПАО «Группы ГАЗ»;
г)     завершить введение в 2018 г. в подведомственных организациях, деятельность которых связана с разработкой и производством продукции военного назначения, штатной должности заместителя генерального директора (директора) по качеству и утвердить его типовые функциональ­ные обязанности.

VII. В сфере повышения лидирующей роли руководства организаций оборонно-промышленного комплекса

22.   Обратить внимание руководителей организаций оборонно-промышленного комплекса на необходимость:

а)     личного участия в выработке и реализации политики качества по обеспечению гарантированного изготовления продукции, соответствующей заданным требованиям государственного заказчика, обеспечивающей бездефектное изготовление продукции на каждом рабочем месте, на любом участке, на всех стадиях производства (изготовления);
б)     личного участия в разбирательстве случаев изготовления дефектных изделий, нарушения технологии, отклонения продукции от приемки подразделениями, осуществляющими функции технического контроля качества, а также по случаям получения рекламаций от потребителей продукции военного назначения;
в)     внедрения в практику работы ежемесячного проведения «Дней качества», на которых анализировать показатели работы каждого подразделения организации (непосредственно связанных с выполнением работы по изготовлению (сборке) изделий продукции военного назначения) по обеспечению требуемого уровня качества и сдачи с первого предъявления;
г)     установления и контроля ключевых показателей (в том числе результативности) деятельности руководства организации, руководителей цехов, мастеров, технологов, подразделений, осуществляющих функции снабжения сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, увязав их с мерами экономического стимулирования за обеспечение качества продукции и ее бездефектное производство (изготовление);
д)     включения в условия договоров между головным исполнителем государственного контракта и внешними поставщиками комплектующих изделий в рамках сопровождаемых сделок требований:

-    об одобрении процессов производства поставщиков (РРАР);
-   методов перспективного планирования качества продукции и плана управления потоками процесса (APQP);
-   методов анализа видов и последствий потенциальных отказов (FMEA);
-   методов анализа измерительных систем (MSA);
-   методов статистического управления процессами (SPC);
-   оперативного и регулярного отслеживания результатов уровневых аудитов (LPA) на производстве и у поставщиков по кооперации;

е)     применения стандартизованных методов решения проблем на основе методологии 8D (EIGHT DISCIPLINE) или 9S (SAE ARP 9136) для определения коренных причин несоответствий, предотвращения возникновения подобных явлений в будущем, разработки и внедрения корректирующих действий.

VIII. Заключительные положения

Настоящая резолюция научно-практического форума представляет собой научно-методический взгляд на вопросы обеспечения качества продукции и качества управления производственными системами в оборонно-промышленном комплексе, а также рекомендации, которые могут применяться федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и иными интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса при признании их актуальными и (или) целесообразными либо по своему усмотрению.

Решение научно-практического форума будет раз­мещено на сайте «качествоопк.рф», а результаты его реализации должны быть проанализированы на следующем научно-практическом форуме, проведение которого запланировано на 2019 г. в г. Туле.