Российский ответ на санкции Запада

Правительство РФ корректирует законодательную базу системы оборонных закупок

         На совещании с руководящим составом Минобороны и ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в Сочи президент РФ Владимир Путин сказал, что «нужно просчитать и риск, негативные последствия от возможного применения имеющихся и выявления новых внешних ограничений. Важно продумать и заблаговременно предпринять необходимые меры, позволяющие отреагировать на подобную ситуацию, причем отреагировать быстро, чтобы никакого ущерба от этого возможного внешнего влияния не было».

       Вскоре в российской прессе появились сообщения, что правительством России подготовлен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В пояснительной записке к предлагаемому нормативном акту говорится, что он «разработан в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности РФ, в том числе для обеспечения гарантированного финансового сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества».

       Проект закона № 318825-7 под заголовком «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был внесен правительством РФ в Государственную думу 20 ноября с.г. Он содержит набор дополнений и правок в общей сложности к 11 действующим законам. При этом текст проекта и пояснительная записка правительства к нему дают минимум информации о его целях: он нужен для «защиты конституционного строя», прав и интересов граждан и юридических лиц, а также защиты операций в рамках гособоронзаказа и «безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества». В чем же суть планируемых поправок?

Регулирование контрактной системы

        Правительством предлагается внести поправки к закону № 44-ФЗ «О контрактной системе» (закон о госзакупках), а именно сделать закрытыми электронные процедуры закупок товаров, работ и услуг для федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами формулирования, реализации государственной политики в области обороны и государственного управления мероприятиями по обеспечению безопасности страны. Эти юридические нормы будут распространяться и на подчиненные указанным органам организации и службы.

        Закрытые электронные закупочные процедуры будут включать проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов и аукционов. Закрытость состоит в том, что заказчик направляет приглашение только ограниченному кругу потенциальных поставщиков, из числа которых производится окончательный выбор. Осуществлять закупки по закрытым закупочным процедурам смогут ведомства оборонки, их подотчетные предприятия и организации. При этом перечень будет утверждаться правительством РФ. «Прежде всего, конечно, это будет касаться оборонных предприятий, а может быть, и предприятий стратегического значения», – сообщил Интерфаксу глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков.

       Проводиться подобные мероприятия будут на специализированных электронных торговых площадках (ЭТП). Они представляют собой автоматизированные системы, оснащенные соответствующим оборудованием для защиты входящих и исходящих данных.

       Требования к ЭТП и порядок их работы устанавливаются соответствующими инстанциями правительства РФ, которое также утверждает список операторов специализированных ЭТП, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории нашей страны. В их обязанности входит подготовка, получение, анализ, обработка, предоставление информации о размещении заказов и предложений на поставку товаров, оказание услуг юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, путем организации и проведения процедур на этих площадках. В поправках оговаривается и то, что плата за аккредитацию не берется, денежная компенсация взимается только с участника и/или заказчика закрытой закупки. В настоящее время закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на пяти электронных площадках, аккредитованных правительством РФ для госзакупок. Существует и шестая, но она пока занимается только проведением торгов госимуществом.

       Процесс проведения закрытых закупок в целом происходит по тем же правилам, что и осуществление соответствующих открытых. Но информация о процессе и результатах закрытых закупок не является публичной и не размещается в открытых реестрах и базах данных.

       В новых поправках к 44-ФЗ оговаривается порядок работы поставщиков или подрядчиков с банками. Если обеспечение заявки осуществляется в форме внесения финансовых средств, то они должны размещаться на специальных счетах банков, включенных в перечень, утвержденный правительством. Такие банки должны удовлетворять требованиям, установленным в соответствии с Бюджетным кодексом РФ к кредитным организациям, и в них могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты. Правительство рассматривает и вопрос о создании специального банка для ОПК.

       По словам заместителя министра обороны РФ Татьяны Шевцовой, разрабатываются различные варианты совершенствования существующей системы. «С учетом того, что у нас секретные контракты, что расходы на национальную оборону носят закрытый характер, рассматриваются варианты создания отдельного внутрироссийского банка, который более тщательно обеспечит закрытость наших платежей», – пояснила Шевцова. Решение о создании отдельного банка для обслуживания оборонно-промышленного комплекса России может быть принято до конца 2017 года, сообщила журналистам заместитель главы Минобороны, передает РИА Новости.

       «Центробанк в целом поддерживает инициативу правительства по сокрытию информации о банках, которые финансируют оборонные предприятия», – об этом заявила глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина. «В вопросе управления и раскрытия информации правительство может принимать решение, исходя из вопросов обеспечения безопасности, я к этому отношусь абсолютно нормально», – сказала Набиуллина.

       В новом законопроекте предлагается отменить публикацию на сайте ЦБ информации о банках, которые принимают участие в финансировании ГОЗ. Авторы поправок полагают, что такие меры будут направлены на защиту российской экономики. В частности, если информация о банках будет в закрытом доступе, кредитные организации смогут избежать подпадания под зарубежные санкции.

       В случае принятия законопроекта Госдумой перечисленные поправки вступят в силу спустя три месяца после официального опубликования принятого закона.

       Источник: Независимое военное обозрение