Сможет ли ОПК обеспечить гарантию качества продукции военного назначения?

Сможет ли ОПК обеспечить гарантию качества продукции военного назначения?

 

Не секрет, что проблемы с качеством продукции оборонного назначения существовали всегда, но с начала 90-х годов они приобрели угрожающее значение. Связано это со многими факторами – с реструктуризацией оборонно-промышленного комплекса (ОПК), банкротством многих ведущих и вспомогательных предприятий, резким оттоком специалистов в коммерческие структуры, снижением уровня компетентности и ответственности руководящего состава, изменением структуры нормативного поля и снижением государственного контроля.

Сертификация в ОПК только приживалась, и как во всех в то время сферах деятельности, в ее основе лежали коммерческие подходы.

У государственного заказчика, а точнее у его представителей на предприятиях, сертификация вызывала резкое отторжение, так как военные представители предполагали в ней угрозу своего существования. Обязательность сертификации в ОПК не рассматривалась, в виду ее дороговизны и финансовой нагрузки на бюджет государства.  Ограниченное число систем добровольной сертификации пробивались самостоятельно используя связи в государственных структурах.

Наступила эра смены советской комплексной системы управления качеством на стандарты серии ИСО, эры технического регулирования и вступления в ВТО. Коммерция безапелляционно проникала в оборонно-промышленный комплекс, положив глаз на государственный оборонный заказ. В 1998 году постановлением Правительства РФ № 358 было введено в действие «Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству и утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов», обязывающее организации, при получении лицензии на право разработки, поставки, ремонта и утилизации вооружения и военной техники представлять документ, удостоверяющий наличие и эффективность действия в организации системы управления качеством продукции, согласованный с государственным заказчиком. Именно удостоверяющий документ, а не сертификат соответствия. И таким документом стало Заключение о наличии и эффективности действия в организации системы управления качеством, не имеющее правового статуса. Стоило оно недорого и выдавалось сроком на один год. Говорить о соответствии требованиям не приходилось, потому что требовалось только наличие документации на систему менеджмента качества и до серьезной проверки о ее внедрении, дело не доходило.

Представляете каков был оборот этих Заключений? О самом качестве мало кто думал. И, к сожалению, так было почти повсеместно.

До 2000 года практически существовали три системы добровольной сертификации, оказывающие услуги по сертификации в ОПК. С приходом к власти Президента В.В. Путина и его озабоченностью качеством вооружения и военной техники, а также идеей создания единой обязательной системы сертификации в ОПК и системы обеспечения гарантированного качества оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, Министерство обороны, как государственный заказчик, озаботилось выполнением данного поручения. Была создана Система добровольной сертификации «Военный Регистр», что вызвало естественное сопротивление со стороны других действующих систем.

Угроза была серьезная, во первых, создателем СДС «Военный Регистр» являлось Министерство обороны РФ, которое уполномочило Систему для осуществление добровольной сертификации и проведению комплексной проверки предприятий ОПК, разработки Концепции обеспечения качества в ОПК и созданию системы обеспечения гарантированного качества оборонной продукции. На всевозможных конференциях, семинарах и заседаниях оппоненты твердили о лоббировании СДС «Военный Регистр» со стороны Минобороны России. Руководству военных представительств внушалась мысль о возможной замене контроля качества, осуществляемого ими, на сертификацию со стороны уполномоченной Системы.

Только понимание находящегося в то время руководства Минобороны России, важности и необходимости такого дополнительного к контролю качества инструмента, как сертификация на соответствие требований государственного заказчика, позволило развиваться СДС «Военный Регистр» и тесно взаимодействовать с командованием военных представительств. Совместно с ними, были разработаны Концепция обеспечения качества оборонной продукции, Методики комплексной оценки предприятий ОПК, согласованы основные нормативные документы Системы. Специалисты СДС «Военный Регистр» упорно работали над идеей создания системы гарантированного качества продукции военного назначения, одновременно создавая единую систему оценки соответствия в оборонно-промышленном комплексе, включающую передовые органы по сертификации, испытательные лаборатории, консультационные и учебно-методические организации, расширяя состав и повышая квалификацию экспертов. В 2008 году, после смены руководства Минобороны России, под нажимом противников сертификации в ОПК, Министерство обороны РФ вышло из состава создателей СДС «Военный Регистр».

Естественно все разработанные документы и совместное сотрудничество были пересмотрены, поручения Президента России были забыты и никакие напоминания о них, не изменили позицию Минобороны России и других органов государственной власти. На фоне этого, и с учетом формулировок ФЗ «О техническом регулировании» в части добровольной сертификации, начали создаваться множество различных систем добровольной сертификации для оказания услуг предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Многие из них под покровительством крупных концернов и федеральных органов исполнительной власти. Каждый тянул одеяло на себя, пытаясь создать себе привилегии за счет этого покровительства. Сегодня мы наблюдаем как упорно, возродившаяся на базе СДС «Военэлектронсерт», Система добровольной сертификации «Электронсерт», пытается монополизировать рынок услуг по сертификации систем менеджмента качества предприятий, так называемых квалифицированных поставщиков. И все это идет в нарушение существующего законодательства и установленных правовых норм. К сожалению, вместо того чтобы узаконить деятельность этой системы через соответствующие правовые и законодательные акты, Минпромторг России идет на поводу у руководства СДС «Электронсерт», создавая монопольное право на их деятельность.

Проблемы, которые мы решаем сегодня, сузились до оценки эффективности систем менеджмента качества на предприятии и разработки методик определения показателей и индикаторов СМК.

Задаются научно-исследовательские работы за немалые суммы из государственного бюджета, и здесь всегда выигрывают тендеры на их проведение одни и те же «уважаемые» организации. Сколько этих НИР уже пылятся на полках? А качество все остается проблемным.

Сегодня конечно многое изменилось, и я думаю для Министерства обороны очень важным фактором, как и прежде, остается фактор гарантии качества оборонной продукции, поставляемой в рамках оборонного заказа. И здесь, на наш взгляд необходимым инструментом является создание, внедрение и независимое подтверждение соответствия систем менеджмента качества, которое можно обеспечить в рамках действующего законодательства только под координацией и контролем государственного заказчика. Ведь качество военной продукции имеет свои особенности.

Для оборонной продукции из множества определений ее качества можно выбрать следующее: «Качество продукции – это мера соответствия совокупности ее свойств и единичных характеристик этих свойств, определяющих их способность:

  • удовлетворять потребности, ожидания и запросы потребителей;
  • соответствовать своему назначению;
  • соответствовать предъявляемым требованиям».

Требования к продукции установлены в нормативных документах – федеральных законах, технических регламентах, стандартах, договорах, контрактах и т.п.

Само качество закладывается на этапах проектирования и разработки продукции, реализуется при ее производстве и поддерживается при эксплуатации.

Качество подтверждается оценкой соответствия заданным характеристикам и требованиям службы технического контроля самого предприятия, удовлетворением заказчика, информирующего своих представителей на предприятии, независимой организацией по подтверждению соответствия – контролем органа по сертификации. Каждая из сторон вносит определенный вклад в обеспечение качества, первая – более субъективный, вторая и третья – более объективный. В совокупности все три стороны в большей степени гарантируют качество продукции.

В настоящее время, независимое подтверждение соответствия является наиболее признаваемым и ценным в международной практике. Поэтому логично предположить, что и в России оно должно стать одним из инструментов при обеспечении гарантии качества оборонной продукции.

Сегодня услуги в области сертификации систем менеджмента качества (СМК) предприятий российского ОПК предоставляют примерно 24 системы добровольной сертификации. Причем в сфере оказания услуг по подтверждению соответствия около 75% предприятий приходится на долю СДС «Военный Регистр» (более 2 200 предприятий).

Одновременно хотелось бы отметить присутствие на рынке добровольной сертификации наскоро созданных систем, деятельность которых не выдерживает никакой критики. Это и отсутствие в них контролирующих и управляющих структур, и необходимого количества квалифицированных экспертов, и несоответствие требованиям, установленным мировой практикой. Этим особенно грешат крупные концерны и организации, приближенные к государственным структурам. Создавая свои, корпоративные Системы сертификации и пытаясь через административное воздействие загнать в них предприятия, они вступают в конфликт с существующим антимонопольным законодательством и Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ  «О техническом регулировании».

Из вышеизложенного понятно – налицо отсутствие подчинения требованиям законов, единству критериев оценки, норм и правил в такой важной для государства сфере, как разработка и поставка продукции военного назначения.

При отсутствии в этом направлении участия государственного регулятора вся работа отдана на откуп в частные руки, что приводит к коммерциализации процедур сертификации, а зачастую и к недобросовестности и некомпетентности даваемых экспертных оценок.

Наличие государственного регулятора, в лице создателей СДС, например государственных заказчиков (ФОИВ), не требует финансовых затрат, но поможет упорядочить работу систем в соответствии с действующим законодательством, облегчит их признание для работы в сфере государственного оборонного заказа.

Таким образом, повышение результативности и качества сертификационных работ, проводимых в интересах государственных заказчиков, возможно только при наличии единых правил проведения работ по сертификации и требований к участникам этих работ, единой системы оценки соответствия в ОПК и регистрации (уполномочивания) СДС, входящих в нее.

Для создания единой системы оценки соответствия и повышения гарантии качества оборонной продукции необходимо выработать стратегию управления качеством в ОПК, которая должна включать:

  • Развитие нормативно-правового обеспечения качества продукции ОПК и разработку Концепции обеспечения гарантированного качества оборонной продукции;
  • Мониторинг технологического состояния и экспертизу экономической устойчивости и мобилизационной готовности предприятий ОПК;
  • Кадровое обеспечение квалифицированными специалистами и непрерывность их обучения (повышения квалификации) в учебных организациях дополнительного образования;
  • Контроль качества, маркировку и учет сырья, материалов и комплектующих изделий, обеспечивающих исключение поставок контрафактных (неаутентичных) изделий при производстве и эксплуатации продукции;
  • Мониторинг качества оборонной продукции по результатам эксплуатации в войсках;
  • Реализацию технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции ОПК (ИПИ-технологий);
  • Мониторинг наличия и эффективности (результативности) действия систем менеджмента качества на предприятиях ОПК;
  • Признание СДС, работающих в ОПК со стороны государства, как инструмента для повышения качества ПВН и создание единой системы оценки соответствия в ОПК для обеспечения гарантированного качества оборонной продукции;
  • Обеспечение тесного взаимодействия государственных органов контроля и надзора (ВП МО РФ) с СДС в ОПК;
  • Обеспечение единых механизмов аккредитации ОС и ИЛ, оказывающих услуги предприятиям ОПК, через единый аттестат аккредитации Национального органа по аккредитации.

То есть, нужна единая структура, объединяющая органы контроля и аккредитации, предприятия и организации, системы мониторинга и оценки, подготовки кадров, системы добровольной сертификации, работающие в ОПК, которая смогла бы обеспечить единство требований по оценке соответствия для гарантированного качества продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу. Условно, такую структуру можно назвать Система обеспечения гарантированного качества оборонной продукции. Проект такой Системы был разработан АНО «Военный Регистр» и неоднократно представлялся в различные ФОИВ.

По нашему мнению, создание такой Системы обеспечит:

  • Наличие единого нормативно-правового поля в области технического регулирования в ОПК;
  • Удобство  работы  предприятий с органами по сертификации и ответственность самих органов;
  • Объективный отбор предприятий для исполнения государственного оборонного заказа. Знание о состоянии и возможностях предприятий. Снижение риска государственного заказчика;
  • Снабжение предприятий качественными сырьем, материалами и комплектующими;
  • Постоянный и эффективный мониторинг качества продукции оборонного назначения;
  • Признание российских сертификатов на международном уровне;
  • Повышение конкурентоспособности оборонной продукции на международном рынке и повышение национальной безопасности.

Как и в любой сфере деятельности, только совместные усилия законодателей, практиков и теоретиков могут достичь закономерного успеха в решении проблемных вопросов. Поэтому Центральный орган СДС «Военный Регистр» и ее участники готовы приложить максимум усилий в области независимого подтверждения соответствия, повышения результативности функционирования систем менеджмента и обеспечения гарантии качества оборонной продукции. Надеемся, что федеральные и региональные органы исполнительной власти станут нашими союзниками в достижении общей цели по созданию единой системы оценки соответствия в ОПК для обеспечения гарантированного качества продукции (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу.