Цена дешевого сертификата или кто в выигрыше?

Цена дешевого сертификата или кто в выигрыше?

 

Сегодня борьба за качество к самому качеству не имеет никакого отношения. Рыночная экономика, в самом плохом ее проявлении, катком прошлась по независимому подтверждению соответствия (сертификации), по ее объективности и достоверности. Эти принципы сертификации отданы на растерзание желаниям скорейшей финансовой прибыли, как со стороны получателей сертификатов, так и со стороны представителей этой услуги.

Если в западных странах система менеджмента качества (СМК) это инструмент обеспечения и повышения качества, то в нашем государстве, к сожалению – необходимость для получения лицензии на вид деятельности. Особенно остро данная проблема стоит на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК), где, казалось бы, качество вооружения и военной техники (ВВТ) – составляющая национальной безопасности.

Если качество продуктов питания отражается на нашем здоровье, и мы уповаем на качество медицины, то плохое качество вооружения подвергает нашу страну, нас всех, серьезной опасности. К сожалению, такой сегодня расклад в мире. Поэтому вопрос обеспечения гарантированного качества ВВТ особенно остро встал в конце 90-х годов, и только с приходом к власти в 2000 году В.В. Путина был явно обозначен в его поручении Минобороны России и тогдашнему Госстандарту.

Что мы имеем сегодня? Смотрим только на ОПК. Предприятия, разработчики и производители ВВТ, в соответствии с законодательными и правовыми документами обязаны создавать и внедрять СМК, что в принципе они и делают. Но как? Об этом немного позже. Мало того, они должны подтвердить соответствие СМК требованиям установленных норм, в том числе государственным военным стандартам. Способы подтверждения различные. Одним из них является подтверждение независимой, третьей стороной, то есть органом по сертификации. Этот путь самый востребованный у руководства предприятий в виду минимизации рисков. Ответственность за объективность и достоверность подтверждения соответствия СМК лежит на органе по сертификации. Казалось бы, все понятно, нужно найти орган по сертификации, имеющий высокую компетентность в сфере деятельности предприятия, договориться о цене и времени проведения аудита СМК. Вот здесь и возникают вопросы – кого выбрать?

Сейчас даже трудно подсчитать сколько органов по сертификации готовы предоставить свои услуги на рынке сертификации. Существуют десятки, а может и сотни организаций, специализирующихся на сертификации в ОПК (лакомый кусочек этот государственный оборонный заказ!), и их количество продолжает расти как грибы после дождя. Удивительно, не правда ли? А где же та единая система сертификации в ОПК, о которой говорил наш Президент еще в 2000 году? Она распылилась на множество систем, каждая со своими правилами, требованиями и нормами. Системы делятся на известные (есть регистрация в Росстандарте, длительный опыт работы в сфере сертификации, учебно-методическая база, действующий сайт с правилами системы, свои нормативные документы, реестр экспертов и выданных сертификатов), и не известные, непонятно откуда взявшиеся, но заманчиво предлагающие низкие цены и удивительно короткие сроки сертификации. Тут задумаешься! Генеральный директор и главный бухгалтер давят: «Нечего тратиться, для лицензирующего органа сертификаты все равны, бери где дешевле, а управлять качеством мы будем сами».

Вот и понабрали этих сертификатов так, что Правительство РФ было вынуждено выносить на обсуждение вопросы эффективности СМК на предприятиях ОПК, заказывать научно-исследовательские работы по разработке методик для их оценки. Но и здесь мир оказался не без «добрых» и «знающих» людей, которые быстро сумели подсуетиться и освоить выделенные на это государственные деньги. Где эти методики? Где эффективность и результативность СМК? То-то и оно.

А может так и было задумано? Сперва непонятный закон «О техническом регулировании», затем законы «О стандартизации», «Об аккредитации», ряд постановлений Правительства РФ по ним – и пусть, кто хочет разбираются, разгадывают эти ребусы законотворчества.

Продавили положение что нельзя сертифицировать в одной системе сертификации, несмотря на то, что система не является юридическим лицом и хозяйствующим субъектом (вот тебе и открестились от Поручения Президента РФ о создании единой системы сертификации в ОПК), и в особенности оценки соответствия для ОПК не включили.

Если раньше сертификация не являлась деятельностью для получения прибыли, то сейчас за это идет «война» между ними. Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предприятия вынуждены выставлять на торги процедуры проведения инспекционных контролей сертифицированной СМК, что заставляет органы по сертификации нарушать принципы сертификации – непрерывность ее цикла и идти на значительное снижение трудозатрат на сертификационный аудит – а это качество услуги. Кроме того, при участии органов по сертификации в торгах, независимость органа по сертификации нарушена, так как если он выигрывает тендер, то обязательно должен выдать сертификат, несмотря на результаты аудита, потому что это прописано в условиях закупки. Вот оно и «качество»! Вот она и эффективность СМК.

Органы по сертификации, являясь в основном коммерческими организациями, цель которых максимальное извлечение прибыли, практически всегда выдадут требуемый сертификат соответствия. Как быть предприятию в данных условиях, полных соблазна дешево приобрести сертификат, какой орган по сертификации выбрать, кому можно довериться?

Для предприятий ОПК, спасибо Правительству РФ, определено, что если они сертифицируют свои СМК, то делают это через системы добровольной сертификации, что несколько снижает риски нарваться на недобросовестный орган по сертификации (правда не всегда). Есть возможность изучить систему сертификации, ее правила и требования к органам и процедурам сертификации, историю деятельности, реестр органов по сертификации и выданных сертификатов (это в случае если в системе сертификации есть свой сайт, и он регулярно ведется –  а у многих этого нет).

Очень важный факт – независимость системы сертификации и органов, зарегистрированных в ней. Есть ряд систем сертификации, созданных корпоративными структурами в своих интересах, где действуют свои, «карманные» органы по сертификации, аккредитованные самой системой сертификации. Это нарушает действующее законодательство и все принципы беспристрастности и независимости. В такие системы корпорации загоняют свои предприятия принудительно, используя административный ресурс. Ценность сертификата, выданного в такой системе, ничтожна, и он является по сути внутрикорпорационным документом. Все вновь образованные системы добровольной сертификации (особенно созданные на базе своих органов по сертификации) идут на различные ухищрения, предлагая свои услуги по сертификации за совершенно необоснованные низкие цены. Одни, которые созданы на базе бюджетных организаций, пользующиеся административным ресурсом, используют своих штатных сотрудников и могут себе позволить низкие цены ввиду того, что для них любая сумма, это прибыль, другие просто резко снижают цену первичной сертификации а в дальнейшем компенсируют потери на последующих этапах сертификации.

Органы по сертификации также различны, и здесь кроме аттестата аккредитации и свидетельства о регистрации большую роль играет его компетентность, наличие и количество квалифицированных экспертов, зарегистрированных в реестре системы, наличие собственных помещений (это снижает стоимость сертификата), наличие оформленных процедур сертификации и методик.

Если вы хотите иметь эффективную СМК, расширять партнерские связи, быть признаваемыми у заказчиков/поставщиков, максимально минимизировать свои риски в вопросах качества своей продукции и планируете в будущем активно работать не только на рынке ВВТ, вам следует обратить внимание на органы по сертификации, зарегистрированные в Системе добровольной сертификации «Военный Регистр». Достоинства этой системы сертификации неоспоримы. Зайдите на ее сайт (www.sds-vr.ru), сравните с другими системами сертификации и сами в этом убедитесь.

Одним из ведущих многопрофильных органов в СДС «Военный Регистр» является ООО «Центр инноваций и сертификации», имеющий в собственности помещения и все необходимое оборудование и более 10 лет оказывающий услуги предприятиям ОПК и других отраслей промышленности по подтверждению соответствия систем менеджмента качества, персонала и отдельных видов продукции. Сегодня ООО «ЦИС», силами пятнадцати квалифицированных экспертов, аттестованных в СДС «Военный Регистр», оказывает услуги по сертификации около 200 предприятиям и организациям.

Ждем вас, и готовы компетентно оказать услуги по подтверждению соответствия систем менеджмента качества предприятий различного профиля деятельности и продукции, выпускаемой ими, а также специалистов служб качества, отделов технического контроля, метрологии и стандартизации.

 

Заместитель генерального директора ООО «Центр инноваций и сертификации» С.В. Рыжкин