Почему СМК не дает нужного результата?
Почему СМК не дает нужного результата?
Оказывая услуги в различных сферах оборонно-промышленного комплекса (СМК, продукция, экология или охрана труда) вот уже на протяжении 18 лет, мы видим, что вопросы качества продукции не сходят с повестки дня государственных структур, Правительства и Президента РФ. Принимаемые все это время постановления и указания Правительства, решения коллегий различных ведомств, итоги проводимых тематических конференций положительных результатов почему-то не дают.
Как таковой, четкой стратегии и концепции в области качества оборонной продукции у государства до сих пор нет. Неоднократные попытки сформировать их успехом не увенчались. Слаженной системы обеспечения гарантии качества в ОПК не существует. Наличие множества инструментов, направленных на обеспечение качества оборонной продукции: контроль со стороны предприятия-изготовителя, государственного заказчика, лицензирование и надзор со стороны органов исполнительной власти, подтверждение соответствия (сертификации) со стороны систем добровольной сертификации – между собой практически не связаны, а каждый в отдельности нужного результата не дает.
Причиной всему нам видится следующее:
- Нерезультативный подход к оценке квалификации исполнителя госзаказа (сейчас это существует в рамках лицензионных требований, чего явно недостаточно).
- Основным и решающим критерием конкурсной системы практически является предлагаемая цена, а не готовность (способность) предприятия к выполнению ГОЗ.
- Отсутствие взаимодействия между представителями государственного заказчика, осуществляющими контроль качества и органами по сертификации, и часто – неприятие самой процедуры сертификации.
- Отсутствие государственного регулирования в области оценки соответствия в ОПК и игнорирование ее особенностей, приведшее к бесконтрольному росту структур (систем, органов) по подтверждению соответствия.
- Неоднозначность и противоречивость требований нормативно-правовых актов.
- Сложившаяся система лоббирования со стороны чиновников государственных структур: в сферах лицензирования, организации конкурсов, распределения ГОЗ и сертификации услуг.
Все это, на наш взгляд, достаточно серьезно мешает процессу обеспечения качества оборонной продукции.
Зачастую на предприятии один из важнейших аспектов – управление качеством – носит формальный характер. Со стороны руководства предприятия этому процессу уделяется недопустимо мало внимания.
К сожалению, практикуется получение консалтинговых услуг и сертификата в одном органе по сертификации. Инициаторами, в большинстве случаев, являются сами предприятия, стремящиеся сэкономить.
Необходимость наличия СМК на предприятии предполагает ее подтверждение, которое в основном осуществляется через процедуру сертификации.
Получение услуги по сертификации, в соответствии с существующим законодательством, осуществляется через организацию конкурсов, основным критерием которых, на практике, является цена. Чтобы выиграть конкурс, органы по сертификации вынуждены снижать цену, порой себе в убыток, возмещение которого проводится за счет сокращения сроков аудита и его объема.
После этого, надзорные и контролирующие органы различных структур, особенно управляющих компаний корпораций, не редко выявляют огромное количество несоответствий, в том числе и в сертифицированных СМК. В результате доверие к сертификату падает.
Этот порочный круг, без системного подхода и понимания необходимости взаимодействия, разорвать очень сложно. Ища выход из данной ситуации, некоторые корпорации пытаются создать свои системы (органы) сертификации, что, на наш взгляд, не решает проблему качества. Обвинения, часто раздающиеся в сторону органов по сертификации, по большей части не обоснованы, ввиду непосредственной ответственности руководства предприятий за качество выпускаемой продукции. Задачи СМК не обеспечить качество продукции, а эффективно управлять им. Орган по сертификации подтверждает соответствие выполнении требований к СМК периодически в ограниченное договором время с трудозатратами, эквивалентными договорной цене.
Мало какой орган пойдет на то, чтобы в результате не выдать сертификат, это чревато потерей как минимум прибыли на период действия сертификата от инспекционных контролей и, как максимум потерей других клиентов. Предприятия будут уходить к более «сговорчивым» органам по сертификации. На практике так и происходит.
Пути решения данных проблем нами предлагались неоднократно, ряд из них – уполномочение со стороны государства систем добровольной сертификации оказывающих услуги предприятиям ОПК, органов по аккредитации СДС как экспертных организаций, единой системы оценки соответствия в ОПК (как особенность оценки соответствия в ОПК). Реакции на наши предложения со стороны государственных и корпоративных структур практически нет.
СДС «Военный Регистр» предлагал к использованию свой многолетний опыт и знания по подтверждению соответствия в ОПК. Готовую, дееспособную, квалифицированную систему оценки соответствия с имеющейся нормативной базой и компетентными экспертами, соответствующими международным требованиям. Взамен мы не требуем ничего – просто за державу обидно.