Кто заинтересован в качестве российского вооружения ...

Кто заинтересован в качестве российского вооружения и причем здесь добровольная сертификация?

 

«Все дело в качестве.

Но вы напрасно ищите качество среди станков.

Оно рождается в коридорах власти»

Эдвард Деминг

Поводом подготовить данную статью стало письмо, написанное в начале 2018 года от имени Центрального органа СДС «Военный Регистр» Президенту России В.В. Путину в период его предвыборной кампании:

« ... Так совпало, что 23 марта этого года исполнится 18 лет со времени Вашей поездки в Нижний Новгород и проведению совещания с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса, на ко-тором, на наш взгляд, было дано уникальное по своей сути поручение ряду федеральных органов исполнительной власти: «О принятии мер по созданию единой системы обязательной сертификации предприятий- исполнителей государственного оборонного заказа, а также системы обеспечения гарантированного качества продукции оборонного назначения).

Уникальность этого поручения, заключается в глубоком понимании Вами состояния оборонной промышленности в то время, и актуальности проблемы качества продукции оборонного назначения, которая остается не решенной до настоящего времени.

Благодаря Вашему поручению, а также смелости, решительности и высокой компетентности тогдашних руководителей Министерства обороны РФ и Госстандарта России, их совместным Решением, в 2000 году была создана Система добровольной сертификации «Военный Регистр» (далее – Система). Были разработаны и утверждены: «Положение о сертификационной деятельности в Министерстве обороны Российской Федерации», приказом Министерства обороны РФ № 417 от 07 августа 2000 г. введены в действие Концепция обеспечения качества вооружения и военной техники при выполнении государственного оборонного заказа и Методика комплексной оценки предприятий – исполнителей государственного оборонного заказа, организовано и документально оформлено взаимодействие между военными представителями на предприятиях и органами по сертификации Системы.

В дальнейшем специалистами Системы разработан ряд методик, стандартов и конкретных предложений по созданию единой системы оценки соответствия в оборонно-промышленном комплексе и системы обеспечения гарантированного качества продукции оборонного назначения (проект схемы прилагается).

...

Качество в ОПК, сегодня является лакомым куском, и вокруг него вьется немало желающих поживиться. Каждый месяц создаются различные системы и органы сертификации, которые готовы «за один день, за минимальную цену, выдать сертификат» на соответствие требованиям государственных военных стандартов. Выдумываются различные схемы привязать добровольную сертификацию к государственному финансированию, начиная от аккредитации и заканчивая оценкой квалификационных требований к предприятиям ОПК. Это пугает.

Разрушить можно все одномоментно, одним необдуманным постановлением Правительства, разработанным кулуарно, без широкого обсуждения специалистами и опытными экспертами, работающими в этой области.

Сейчас мы видим, что иного пути обеспечить качество продукции оборонного назначения, чем путь, предложенный Вами – нет ...»

 

Это письмо является квинтэссенцией обращений и предложений, которыми за 18 лет своей деятельности Система добровольной сертификации «Военный Регистр» призывала различные государственные инстанции обратить внимание на невыполнение поручения Президента, на нерешенные проблемы в области обеспечения качества выпускаемой продукции предприятиями ВВСТ, проблемы сертификации и аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия в ОПК. Но, ведомства, по роду своей деятельности призванные способствовать и обеспечивать высокое качество продукции, выпускаемой оборонными предприятиями, имеют свое мнение по данным проблемам. Канцелярией Президента, письмо, не вдаваясь в его содержание, видимо по ассоциации с нашим названием «Военный Регистр» было перенаправлено в Министерство обороны. 

В своем ответе Министерство обороны, ссылаясь на статью 3 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ, о недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и независимости органов по сертификации от приобретателей (потребителей), а также на пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в очередной раз отвергло предложения СДС «Военный Регистр». Хотя в нашем обращении к Президенту ни слова не сказано о предоставлении каких-бы то ни было преференций для СДС «Военный Регистр» или наделения ее особыми полномочиями.

2018 г. Из ответа Министерства обороны Российской Федерации

 «... Заявленными целями обращения являются обеспечение гарантированного качества продукции военного назначения и совершенствование систем управления качеством на предприятиях (организациях) оборонно-промышленного комплекса.

Вместе с тем объективный анализ содержания обращения позволяет сделать вывод о том, что фактически предложения Системы добровольной сертификации «Военный Регистр» сводятся к приданию ей особого (привилегированного) статуса среди других конкурирующих систем, осуществляющих работы по добровольной сертификации систем менеджмента качества предприятий (организаций) оборонно-промышленного комплекса.

При этом выделение СДС «Военный Регистр» среди других конкурирующих систем может привести к нарушению принципов технического регулирования, установленных статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г.184-ФЗ «О техническом регулировании», о недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и независимости органов по сертификации от приобретателей (потребителей).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 стать 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции» ...

Упрекать нас в попытке нарушения закона «О защите конкуренции», по меньшей мере странно, так как в предлагаемой Схеме обеспечения гарантированного качества задействована не одна Система добровольной сертификации «Военный Регистр», ряд наиболее крупных и уважаемых систем, работающих в данном сегменте рынка много лет и хорошо зарекомендовавших себя.

Между тем, приведенные в ответе Министерства обороны формулировки законов относятся к органам по сертификации, а СДС «Военный Регистр» не является таковым.

Скорее всего ссылаться надо было на статью 19 п. 6 Федерального закона № 184-ФЗ – о «недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации», на которую нам постоянно ссылаются в ответах юридические службы органов исполнительной власти. Скорее всего, вопросы принуждения относятся к системам сертификации, ангажированным со стороны чиновников аппарата Правительства РФ, ФОИВ и некоторых интегрированных структур.

В связи с этим, хотелось бы подробнее остановиться на трактовке федеральных законов «О техническом регулировании» и «О защите конкуренции», а также других нормативных актов, постоянно фигурирующих в ответах на наши обращения в органы государственной власти.

В упомянутой статье 3 Федерального закона «О техническом регулировании» речь идет об органах по сертификации, а не о системах добровольной сертификации. Это совершенно разные структуры! И по правовому и по функциональному статусу. Поэтому в полученном нами ответе произошла очередная подмена понятий.

Органы по сертификации – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые работают на рынке сертификации и напрямую взаимодействуют с потребителями (предприятиями) на коммерческой, договорной основе. В этой области, как и в любой другой коммерческой деятельности, существует конкуренция, что закономерно и не подлежит сомнению.

Система сертификации – это совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования систем сертификации (ст. 2 ФЗ №184 от 27.02.2002), они не хозяйствующие, не юридические лица, не имеющие договорных отношений с предприятиями (организациями) на оказание услуг по сертификации и финансово с ними не взаимодействующие. У системы добровольной сертификации нет рычагов давления на приобретателей (потребителей) услуг по сертификации, она не является участником тендеров (конкурсов) соответственно не может быть монополистом.

К сожалению, такая подмена понятий и вероятность разночтения законодательных актов, национальных стандартов не редка. Они сыграли свою негативную роль и в деятельности СДС «Военный Регистр». Так произошло при заключении соглашений о сотрудничестве с рядом ФОИВ и региональных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения требований к качеству продукции, в том числе оборонной. Ссылаясь на данный пункт закона, юридические службы ведомств стали отказывать в заключении (некоммерческих!) соглашений, мотивируя это тем, что, взаимодействуя с Системой, они нарушат антимонопольное законодательство, якобы лоббируя ее интересы (обеспечение качества оборонной продукции).

Та же проблема возникла с создателями СДС «Военный Регистр». В 2008 году из числа создателей вышло Министерство обороны, ссылаясь на то, что Система должна быть независима от государственного заказчика. Хотя никаких законодательных актов, запрещающих совместную деятельность Министерства обороны РФ и систем добровольной сертификации по повышению качества вооружения и военной техники мы не нашли.

Ведь именно создатели систем добровольной сертификации, через процедуру утверждения (регистрацию участников) определяют ее состав – органы по сертификации, испытательные лаборатории и учебные центры, путем установления требований к ним и контроля за их работой через Правила функционирования системы. Участие ФОИВ в составе координационного совета СДС дает возможность конструктивно формировать подход в выработке единых требований, как к процедурам сертификации, так и к участникам системы сертификации.

Наши обращения по этому поводу в Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральную антимонопольную службу, Государственную Думу с просьбой изменить указанную формулировку Закона дали настолько обескураживающий ответ, что возникает сомнение в профессионализме специалистов, отвечающих на обращение. Опять же путая понятия «система добровольной сертификации» и «органы по сертификации» нам объяснили, что «... в случае изменения формулировки статьи 19 Закона № 184-ФЗ на «недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенном органе по сертификации» приведет, в том числе, к необходимости обязательного прохождения процедур аккредитации всех органов по сертификации, работающих в добровольной сфере».

Анализируя данную формулировку ответа, создается впечатление, что в государственных структурах, определяющих государственную политику в области технического регулирования не знают, что в сфере добровольного подтверждения, органы по сертификации в обязательном порядке проходят процедуру аккредитации и без этого не имеют права работать.

Но ответ формально дан, и с этим нам приходится жить.

Еще один проблемный, не решаемый вопрос. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2012 г. № 1036 не предусмотрены особенности и порядок получения лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну органами по сертификации и другими участниками систем добровольной сертификации, осуществляющих свою деятельность в интересах оборонно-промышленного комплекса.

Органам по сертификации для получения Лицензии необходимо получение ходатайства заказчика – сертифицируемого ими предприятия, оплачивающего ОС услуги по сертификации. Как влияет это взаимодействие на принципы независимости и непредвзятости?

2015 г. Заместителю руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В. Мигину

... «Для получения данной лицензии, в соответствии со ст. 17. федерального закона № 5485-1 от 21 июля 1993 г.  «О государственной тайне», органы по сертификации должны иметь договор, на проведение совместных работ с организацией-заказчиком совместных работ (для органа по сертификации, это организация-заявитель на сертификацию), в котором указывается порядок и объем передачи сведений, составляющих государственную тайну. Это также определено типовым регламентом по подтверждению степени секретности сведений, с которым организация – соискатель лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предполагает осуществлять свою деятельность, одобренным решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 15 октября 2012 г. № 247.

Органы по сертификации, являясь юридическими лицами, заключают договоры на проведение оценки (подтверждения) соответствия систем менеджмента или продукции с предприятиями ОПК на период действия сертификата соответствия и не должны быть зависимы от данного предприятия (ст. 3, абзац 3 ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.). Кроме того, вероятна ситуация, когда сертификат соответствия может быть приостановлен или отозван, тогда до-говор прекращается.

Таким образом, организация, претендующая на аккредитацию как орган по сертификации или испытательная лаборатория, для работы в ОПК, изначально может получить только аттестат аккредитации, не предполагающий ее работу с предприятиями обладающими сведениями, составляющими государственную тайну. И только в дальнейшем, при получении заявки на сертификацию от предприятия, обладающего сведениями, составляющими государственную тайну, орган по сертификации должен заключить с ним договор, с указанием в нем необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, получить заключение ФОИВ, заключить договор на абонементное обслуживание с 1-м отделом организации и, только потом получить лицензию. На практике это занимает от 6 до 12 месяцев. На сегодняшний день, участникам Системы добровольной сертификации «Военный Регистр» практически невозможно оформить лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не попадая в прямую зависимость от сертифицируемой организации. У органа по аккредитации, еще более сложная ситуация – он не имеет прямых договоров с предприятиями ОПК.

Мы считаем, что Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2012 г. № 1036 не предусмотрены особенности и порядок получения лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну органами по сертификации и другими участниками систем добровольной сертификации, осуществляющих свою деятельность в интересах оборонно-промышленного комплекса.

Предполагается целесообразным, для органов по сертификации, испытательных лабораторий и экспертных организаций, работающих в ОПК, федеральным органом исполнительной власти, оформляющим заключения по подтверждению степени секретности, определить национальный орган по аккредитации (Росаккредитацию), о чем указать в разрабатываемом проекте постановления Правительства РФ.

Это является еще одним доводом в пользу организации аккредитации ОС и ИЛ работающих в интересах ОПК на базе Национальной системы аккредитации в Национальном органе по аккредитации.

Наши обращения в Правительство РФ, Министерство обороны, Росаккредитацию в 2013, 2014, 2015 годах ни привели ни к каким результатам, кроме формальных отписок, в форме ссылок на указанное выше Постановление. Поэтому, органы по сертификации по-прежнему вынуждены всевозможными путями добывать ходатайства у проверяемых ими же предприятий и организаций.

На сегодняшний день, в международной практике, независимое подтверждение соответствия стало наиболее признаваемым и ценным. Институт добровольной сертификации является одним из самых эффективных инструментов саморегулирования. Именно поэтому, во всем мире одной из важных задач для отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций становится создание и формирование эффективной добровольной сертификации. Логично было бы предположить, что и в России оно может явиться одним из важных инструментов в обеспечении гарантии качества, в том числе и оборонной продукции.

Но вот уже почти 4 года, архиважным вопросом «висящим в воздухе» остается аккредитация в сфере ОПК.

Признание сертификатов соответствия, выданных российскими органами по сертификации, на российском и международном рынках определено Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ и созданием Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации).

К сожалению, аккредитация в области сертификации продукции оборонного назначения и систем менеджмента предприятий ОПК осталась за рамками данного документа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2014 г. № 1149, было предписано разработать проект постановления, регламентирующего порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по ГОЗ.

Проект этого постановления предполагал создание отдельного Органа по аккредитации, выполняющего функции по аккредитации органов по оценке соответствия в ОПК.

По нашему мнению, создание такого Органа создаст дополнительные трудности как для органов по сертификации и испытательных лабораторий, так и для предприятий ОПК. Это связано с тем, что большинство предприятий ОПК разрабатывает и поставляет продукцию не только в интересах Минобороны России. Органам по сертификации нужно будет проходить несколько процедур оценки компетентности, а предприятиям ОПК обращаться за услугами в разные органы по сертификации, что повлечет за собой увеличение стоимости госзаказа.

О возможности возникновения такой ситуации АНО «Военный Регистр», являясь в начале разработки проекта членом его рабочей группы, заявлял неоднократно, подчеркивая, что в уже существующих законах есть всё необходимое для реализации процедур аккредитации в сфере ОПК. Аккредитацию должен осуществлять единый национальный орган по аккредитации, в единой национальной системе аккредитации. Таковым органом у нас в стране является Росаккредитация.

Для этого, органы по аккредитации в действующих системах добровольной сертификации, или при них, целесообразно уполномочить в качестве экспертных организаций по оценке компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий в сфере ОПК, организовав соответствующий надзор за их деятельностью. На основании выдаваемых ими заключений о компетентности, Росаккредитация и будет принимать решения о выдаче аттестатов аккредитации – это потребует минимум затрат, и будет соответствовать требованиям существующего законодательства.

2015 г. Из письма заместителю руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В. Мигину

«... В предлагаемом проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, а также об отборе органа по аккредитации указанных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)» заложена идея создания органа по аккредитации вне национальной системы аккредитации, что грозит риском его дальнейшего непризнания на международном уровне, со всеми вытекающими последствиями. В самом названии постановления говорится, что оно распространяется на органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), а далее по тексту появляются органы по сертификации, выполняющие работы по сертификации систем менеджмента качества, что противоречит ст. 5 ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.

Также сомнительна конкурсная идея отбора органа по аккредитации, которая содержит коррупционные риски и не сможет обеспечить независимость и объективность со стороны выбранного на пять (или менее) лет органа по аккредитации. Деятельность органа по аккредитации – это создание информационной базы данных, постоянное совершенствование нормативной базы, процедур и компетентности экспертов по аккредитации, требующая длительного времени, знаний и опыта не только в области аккредитации, но и в области оценки соответствия (сертификации продукции, услуг, систем менеджмента, испытаний продукции)»...

Предложенную нами схему, в свое время, поддерживали Росаккредитация и Минэкономразвития. В пользу такой организации аккредитации в сфере ОПК говорит и то, что здесь существует возможность международного признания органов по сертификации и выдаваемых ими сертификатов соответствия. При этом отсутствует необходимость рушить годами складывающуюся систему оценки соответствия в ОПК, существующие в СДС базы данных, систему подготовки и аттестации экспертов.

Данные предложения многократно высказывались нами в письмах в адрес различных органов исполнительной власти – Минобороны, Минпром-торга, Минэкономразвития, Росстандарта, Росаккредитации, Военно-промышленной комиссии и Правительства Российской Федерации; заявлялись на региональных и отраслевых конференциях. Результат оказался довольно предсказуемым – нас перестали приглашать в рабочие и экспертные группы, а подготовка упомянутого Постановления стала «закрытой».

Письмо Президенту было одним их многих писем, отражающих позицию нашей Системы и точку зрения на состояние отечественной добровольной сертификации в ОПК. Начиная со дня создания Системы, на протяжении 18 лет мы работали и продолжаем интенсивно работать в направлении объединения органов по сертификации, испытательных лабораторий, учебных центров, работающих в сфере оборонно-промышленного комплекса, ежегодно прирастая новыми участниками.

Знакомясь с итогами мероприятий – заседаний, совещаний, круглых столов, разговаривая с производственниками, понимаешь, что все видят и осознают давно назревшую необходимость изменений в сложившейся ситуации по обеспечению качества ВВТ.

Все вокруг радеют за престиж и возрождение России. Что-то, хоть и медленно меняется к лучшему. Но по ряду направлений ситуация остается неизменной вот уже несколько десятилетий.

 Еще есть инерция восприятия российского оружия – как самого надежного и передового оружия в мире. Но инерция сохраняется только при условии отсутствия внешних воздействий. А таких воздействий на нашу страну и на военную отрасль в частности, с каждым годом все прибавляется.

Не секрет, что в современном мире существует огромный рынок военной продукции, где представлены предложения со стороны большого количества зарубежных производителей. И все новые и новые игроки выходят на это поле. В условиях жесткой конкурентной борьбы, а также военных угроз последних лет, возникающих вокруг России, исключительно важно, чтобы военная продукция, включаемая в оборонный заказ, тем более взятая на вооружение, отвечала целому набору высоких требований. Но, по мнению зарубежных специалистов, технический уровень российской промышленности все еще низкий, а производимая продукция выпускается с невысоким качеством – это относится и к оборонной промышленности.

Основным механизмом, обеспечивающим контроль за выполнением требований госзаказчика, многочисленных государственных военных, национальных стандартов и регламентов на предприятиях ОПК является представитель заказчика – военная приемка. Действующие военные представительства занимаются организацией мероприятий, направленных на контроль качества ПВН, действующей технической документации, участием в рассмотрении рекламаций со стороны заказчиков.

Весь объем услуг по обеспечению качества специальной техники, поставляемой для государственных нужд, выполняется военной приемкой на аккредитованных предприятиях и, с точки зрения государственного заказчика, он достаточен.

Однако, в 2008 году, этот оплот практически рухнул благодаря необдуманным организационно-штатным мероприятиям бывшего тогда руководства Министерства обороны РФ по «оптимизации организационной структуры военных представительств Министерства обороны».

В ноябре прошлого года Минобороны в соответствии с поручением вице-премьера Дмитрия Рогозина подтвердило готовность восстановить в России полноценную систему военной приемки, сопоставимую с той, что существовала во времена СССР.

Система сертификации, должна тесно взаимодействовать с заказчиком и формировать правила проведения работ по сертификации на основе его требований, являться дополнительным, независимым инструментом к существующей системе контроля качества со стороны государственного заказчика. Сертификация систем качества предприятий и сертификация оборонной продукции, совместно с ее военной приемкой, непосредственно являются элементами обеспечения качества ВВТ, что составляет основу технологической состоятельности предприятия и, по нашему мнению, наиболее полно раскрывают его возможности по выпуску качественной продукции.

К сожалению, сертификация, как независимая оценка соответствия, принятая в международной практике, применительно к вооружению и военной технике в России серьезно не воспринималась и не воспринимается.

В начале 2000-х сертификация, отдельными представителями Министерства обороны, воспринималась как попытка посягательства на само существование института военных представителей. Хотя на самом же деле дублирования деятельности аппарата ВП и систем сертификации нет, а возможность организации взаимодействия в интересах повышения эффективности решения общей задачи – существует.

2007 г. Предложения Центрального органа СДС «Военный Регистр» о взаимодействии Министерства обороны РФ и систем обязательной и добровольной сертификации по обеспечению качества ВВСТ, с учетом разграничений полномочий с военной приемкой в части подтверждения соответствия продукции.

Нормативно-правовые аспекты подтверждающие объективную потенциальность взаимодействия:

          1. ВП, равно как и любой орган, организационно представляющий Минобороны и финансируемый за средства бюджета, не является независимым органом, как того требуют ФЗ «О техническом регулировании» и нормы международного права в области подтверждения соответствия.

Вместе с тем любой федеральный орган, юридическое либо физическое лицо может выступить заявителем системы и координировать ее деятельность, используя аппарат наблюдательного совета. В отечественной практике заявителями систем являются: Федеральная авиационная служба – «Авиационный регистр»; Росавиакосмос – федеральная система сертификации космической техники ФССКТ (область – гражданский и коммерческий космос); Росбоеприпасы – система сертификации взрывоопасных производств; Центр «Квалитет» – «Оборонсертифика» (область – системы качества предприятий промышленности); Минобороны России – система «Военный Регистр» (область – ВВСТ, системы качества предприятий исполнителей ГОЗ).

          2. Военные представители не являются экспертами в юридическом смысле этого понятия. Аттестат эксперта присваивается органом по аккредитации системы или национальным аккредитующим органом после прохождения процедуры аттестации (обязательное обучение – экзамены – стажировка – периодическое подтверждение квалификации).

Поскольку системы сертификации не могут являться государственными органами расширение функций ВП в директивном порядке невозможно.

Организационные предпосылки:

       1.       Подтверждение соответствия носит комплексный характер. Решение всех моментов силами штатных подразделений Минобороны (ВП, НИУ, полигонов) требует их расширения. Увеличение штата ВП связано с объемом контролируемого госзаказа и на ближайшие годы ограничено, поэтому целесообразно создание и координация деятельности нештатного органа, не имеющего ограничений по количеству экспертов и не требующего средств на его содержание.

       2.       Создание региональных органов расширяет возможности заявителя системы по контролю и влиянию на предприятия, участвующие в выполнении ГОЗ, например, в том объеме, который не может быть охвачен ВП.

      3.       Предприятия заинтересованы получать все необходимые документы, например, для лицензирования, в едином органе, работающем по правилам, согласованным с госзаказчиком. С одной стороны, это сокращает расходы предприятий, а с другой представляет дополнительный рычаг гензаказчикам по влиянию на исполнителя (отзыв или ограничение лицензии по неподтверждению сертификата, экологического сертификата).

      4.       Учитывая, что все федеральные агентства, заинтересованные министерства (Минприроды, Минатом), Госстандарт подписали соглашения о координации действий в рамках «Военного Регистра» и придании ему статуса межотраслевого у заявителя системы (Минобороны), появляется возможность эффективной координации деятельности всех ведомств в области комплексного мониторинга предприятий в интересах размещения государственного оборонного заказа.

Социально-экономические

      1.      Учитывая ограниченную в настоящее время возможность санкционирования предприятий за некачественную продукцию, у гензаказчиков появляется нематериальный рычаг воздействия на изготовителей в виде ограничения действия или отзыва сертификата, поскольку процедура управления несоответствующей продукцией предусмотрена в ГОСТР ИСО-9000–2000 и в правилах «Военного Регистра». Процедура сертификации при правильной организации может (должна) способствовать совершенствованию технологических и экономических аспектов качества.

      2.     Система «Военный Регистр» позволяет решать проблему социальной реабилитации военпредов и офицеров, увольняемых в запас посредством их льготного обучения в учебных центрах «Военного Регистра» с последующим трудоустройством как экспертов в региональных центрах Системы.

 

Минобороны России должно было быть заинтересовано в дополнительном нештатном органе, обеспечивающем, наряду со штатными подразделениями и, при координации Руководящим органом, в решении проблем качества. В реальности, этого не произошло.

Наши обращения к руководству Минобороны о целесообразности восстановления в качестве создателя Системы добровольной сертификации «Военный Регистр» и делегирования его представителя в состав Координационного совета Системы оказались столь же безрезультатны. Минобороны, так и не дало однозначного ответа на вопрос дальнейшего взаимодействия с созданной им в 2000 году СДС «Военный Регистр». А в 2008 году вообще вышло из создателей Системы. Все наши доклады и отчеты о проделанной работе, перспективах развития Системы лишь сформировали жесткую позицию отрицания необходимости проведения сертификации продукции (ВВТ) и систем управления окружающей средой.

2017 г.  Из ответа Министерства обороны РФ:

«... В настоящее время в федеральные органы исполнительной власти поступил на согласование проект постановления Правительства Российской Федерации «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, аккредитации органов по сертификации систем менеджмента качества, а также внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки соответствия указанной продукции и осуществления отельных полномочий Министерством промышленности и торговли Российской Федерации».

В связи с этим Минобороны России полагает целесообразным вернуться к рассмотрению Вашего предложения после утверждения отмеченного выше постановления Правительства Российской Федерации».

В приведенном ответе отсутствует взаимосвязь между вопросом восстановления Министерства обороны РФ в качестве создателя Системы добровольной сертификации «Военный Регистр» и находящимся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти проектом постановления Правительства Российской Федерации, направленным на решение вопросов по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в оборонно-промышленном комплексе.

Действующее законодательство (Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» и № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об аккредитации в национальной системе аккредитации») не указывает на зависимые связи между деятельностью создателей систем добровольной сертификации и аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий, кроме того, сама аккредитация выведена за рамки деятельности систем добровольной сертификации и в нашем случае не может быть препятствием для восстановления функций создателя Системы со стороны Минобороны РФ.

Вместе с тем, происходящие в РФ процессы структурной перестройки экономики, такие как реформирование ОПК, изменение формы собственности предприятий, появление новых видов лицензируемой деятельности, возникновение большого количества малых и средних предприятий, участвующих в разработке и производстве специальной техники, сокращение ГОЗ, изменение правовой базы, выдвигают требования по повышению эффективности процесса обеспечения качества ВВСТ.

За прошедшие годы Правительством России были приняты несколько Государственных программ развития вооружений, утверждена Стратегии национальной безопасности РФ, а также ряд других постановлений и знаковых решений, проведено большое количество совещаний, заседаний, круглых столов и экспертных советов с участием представителей Министерства обороны РФ, представителей корпораций и предприятий ОПК, научных и общественных организаций.

Несмотря на поставленные в них задачи по развитию оборонно-промышленного комплекса, вопросы обеспечения качества вооружения и военной техники до сих пор не решены и актуальны. При этом потенциал систем добровольной сертификации, которые могли бы эффективно помочь в их решении, сегодня практически не используется. Это относится к части контроля и анализа результатов оценки соответствия, проводимой органами по сертификации и испытательными центрами, широкого привлечения их к формированию требований к оценке и совершенствованию процедур управления качеством на предприятиях ОПК.

Приходится констатировать факт, что вопрос обеспечения качества продукции ОПК за последние десятилетия не только не решился, но и перерос в национальную проблему, от решения которой напрямую зависит обороноспособность и экономическая независимость страны.

Все это происходит из-за отсутствия национальной стратегии в области качества продукции военного назначения. Отсутствие единой системы оценки соответствия и системы обеспечения гарантированного качества ПВН привело к анархии в области сертификации СМК на предприятиях ОПК, росту дефектной продукции и рекламационных актов.

Неконтролируемый рост количества систем добровольной сертификации, в том числе в ОПК, привел к появлению множества систем, созданных на базе органа либо центра по сертификации и, тем самым, упростивших себе все возможные проблемы контроля за выдаваемыми сертификатами. Сами выдали – сами проконтролировали. Такие, с позволения сказать Системы, неподконтрольные никому, напоминают магазины по продаже сертификатов. На их сайтах можно встретить объявления о сезонных скидках, бесплатной доставке в любую точку России, выборе класса сертификата – «Премиум», «Оптимум», «Срочный» и т.д. О какой достоверности сертификата может идти речь?

Зачастую у Систем нет собственного сайта. Как они работают, какими документами руководствуются, что сертифицируют?

На протяжении всех 18-ти лет своей работы СДС «Военный Регистр» продолжает предпринимать усилия по созданию системы обеспечения гарантированного качества продукции оборонного назначения. В рамках Системы разработаны и неоднократно направлены в Правительство РФ, Совет безопасности, ФОИВ схемы и предложения по реализации поручения Президента. Разработанный нами проект Системы обеспечения гарантированного качества продукции (СОГКП) построен на базе функционирующих ФОИВ и организаций, задействованных в формировании, обеспечении и сопровождении государственного оборонного заказа, с минимальными затратами из госбюджета.

 

  

 Рассмотрим, что существует в оборонной промышленности для создания такой системы и что предлагаем мы.

  • Существующая нормативная и правовая база, в принципе, позволяет разрабатывать и поставлять продукцию требуемого качества. Государственные военные стандарты являются обязательными к исполнению при выполнении госзаказа. Постановление Правительства об особенностях оценки соответствия оборонной продукции принято;
  • Реструктуризация предприятий ОПК в основном закончена, созданы интегрированные структуры по разрабатываемым видам вооружения;
  • Структура военных приемок не разрушена до конца и есть возможность ее восстановления с уточнением задач по контролю за качеством поставляемых в войска ВВТ;
  • Определена, и законодательно прописана, необходимость наличия на предприятиях ОПК систем менеджмента качества, отвечающих международным современным требованиям.

 Что мешает:

  • Низкие темпы переработки государственных военных стандартов и их адаптации к современным требованиям;
  • Невозможность охвата полным контролем всей продукции со стороны представителей заказчика;
  • Невысокая результативность систем менеджмента качества, обусловленная низкой компетентностью в данной области руководства предприятий и персонала служб качества;
  • Отсутствие постоянной (ежегодной) независимой оценки состояния и возможностей предприятия, участника ГОЗ;
  • Отсутствие единой системы подтверждения соответствия продукции и систем менеджмента установленным требованиям;
  • Отсутствие централизованной системы поставок сырья, материалов и комплектующих из-за рубежа и внутри государства, обеспечивающей постоянный контроль качества поставляемой продукции;
  • Отсутствие системы сбора и обработки информации о неисправностях в интегрированных структурах и в ОПК в целом;
  • Отсутствие, со стороны государственных структур, взаимодействия с системами добровольной сертификации и их уполномочения для работы в ОПК.

 Предлагается:

Рассмотреть вопрос создания единой системы обеспечения гарантированного качества продукции оборонного назначения включающей:

  • Центр комплексной оценки предприятий – участников ГОЗ, обеспечивающий независимую оценку технологического состояния и производственных возможностей предприятий, их экономическую устойчивость и мобилизационную готовность;
  • Объединение систем добровольной сертификации, работающих в ОПК, с единой нормативной базой, едиными требованиями и контролем их выполнения. Для возможности признания сертификатов соответствия выдаваемых предприятиям ОПК, аттестат аккредитации органам по сертификации единой системы сертификации, выдавать единым органом по аккредитации (Росаккредитацией) на основе заключений (актов) сделанных уполномоченными органами по оценке компетентности (экспертными организациями) систем добровольной сертификации.
  • Центр объединенных поставок сырья, материалов и комплектующих, с обязательным жестким контролем продукции, всеми имеющимися средствами;
  • Создание центров сбора и обработки информации о неисправностях в интегрированных структурах и на крупных предприятиях с предоставлением информации в Объединение систем добровольной сертификации для анализа и формирования корректирующих мероприятий;
  • Центр подготовки и развития персонала предприятий ОПК, с сетью учебных центров различного направления, специализированным кадровым агентством и органами по сертификации персонала.

Единая система обеспечения гарантированного качества может быть создана под патронажем ВПК или Минпромторга России. Структуры, осуществляющие оценку соответствия, должны быть независимыми и иметь статус некоммерческих организаций. Финансирование в данной системе, на наш взгляд, может осуществляться за счет самоокупаемости.

2013 г. Министру обороны Российской Федерации С.К. Шойгу:

«...  Учитывая крайнюю необходимость в обеспечении качества оборонной продукции, и во исполнение поручения Президента РФ, сотрудники Системы продолжают работы по объединению органов по сертификации и испытательных лабораторий в единую систему сертификации и созданию системы обеспечения гарантированного качества оборонной продукции. Свои предложения мы направляли в разные инстанции, но считаем, что наибольшая заинтересованность существует со стороны Государственного заказчика в лице Минобороны России.

К сожалению, никакой заинтересованности, либо просто оценки или критики со стороны ведомств, по роду своей деятельности должных быть заинтересованными в решении вопросов качества вооружения, нет.

Меняется мир, меняется страна, меняемся мы. И только чиновники, во все времена остаются верны своим, одним им ведомым «законам» и «понятиям». Из года в год все направляемые нами в различные министерства и ведомства документы в результате оказывались у одних и тех же людей, которые изначально не понимали и до сих пор не понимают сути сертификации, которую вот уже несколько десятилетий успешно применяют все передовые страны мира. Чиновниками подменяются понятия законов, подвергается сомнению правильность поручений Президента России, а может и целенаправленно саботируются.

Но, годы работы, и можно сказать борьбы, на рынке сертификационных услуг не прошли для нас безрезультатно. Ни смотря ни на что, заслуженное уважение и надежность сертификатов СДС «Военный Регистр» не вызывают сомнений у государственных и других заказчиков, военных представителей, лицензирующих органов, головных исполнителей, других органов и систем сертификации и подтверждают тот факт, что наша Система стала одной из самых крупных и известных отечественных систем добровольной сертификации, работающих в области ОПК. Все это время Система жила и развивалась, прирастая новыми участниками – органами по сертификации, испытательными лабораториями, учебными центрами. Более 2 000 предприятий и организаций ОПК являются сегодня держателями сертификатов соответствия СДС «Военный Регистр».

В отличие от расплодившихся «карманных» систем добровольной сертификации, действующих в поразительно обширном диапазоне области распространения, в том числе и ОПК, созданных на базе органов по сертификации, сертификационных центров и устраивающих в Интернете акции по про-даже сертификатов «от 2 дней со скидкой 50 %», не брезгующих ничем и же-лающих заработать любыми способами, СДС «Военный Регистр» всегда дорожила своей репутацией и делает все возможное для повышения достоверности выдаваемых сертификатов.

В 2017 году Координационным советом Системы утверждена «Концепции развития СДС «Военный Регистр» в области обеспечения и повышения качества оборонной продукции на 2017–2020 годы». Одной из главных стратегических целей развития Системы, является обеспечение повышения качества управления и контроля за деятельностью участников СДС «Военный Регистр». Для этого специалистами ЦО Системы разработан ряд методик:

  • МД 04.005-2016 «Методика оценки зрелости системы менеджмента качества организации». Методика устанавливает порядок оценки уровня зрелости системы менеджмента качества организаций при подтверждении соответствия требованиям ГОСТ РВ 0015-002, характеризует динамику развития СМК, сертифицированной в СДС «Военный Регистр». Методика предназначена для специалистов Центрального органа Системы, органов по СМК, зарегистрированных в Системе, а также организаций, имеющих сертификат соответствия системы менеджмента качества.
  • МД 04.006-2016 «Методика оценки эффективности деятельности органов по сертификации систем менеджмента качества». Определяет показатели и способ оценки эффективности деятельности ОС СМК, установленные специалистами Системы. Разработана на основе требований IАF MD 15, ГОСТ Р ИСО/МЭК 1702| с учетом общих положений и терминов, установленных в ГОСТ ISO/IEC 17000 и рекомендован к использованию в ходе ежегодного анализа деятельности ОС СМК, для Органа по оценке компетентности АНО «Военный Регистр» в качестве входных данных при инспекционном контроле ОС СМК. Положения методического документа рекомендуются к применению экспертами по аккредитации, специалистами Центрального органа Системы, оценивающими эффективность деятельности ОС СМК.
  • МД 04.007-2016 «Методика оценки уровня компетентности экспертов по сертификации систем менеджмента качества» разработана с целью определения уровня компетентности эксперта; присвоения эксперту статуса эксперта высшей квалификационной категории; определения эффективности деятельности ОС СМК; определения уровня зрелости СМК сертифицированных организаций. С помощью методики оценивается уровень компетентности эксперта, который используется для оценки эффективности деятельности ОС СМК и объективности проведения сертификационного аудита.

В целях обеспечения возможности контроля за достоверностью выдаваемых сертификатов соответствия СМК предприятий ОПК и анализа методических материалов по оценке эффективности работы зарегистрированных ОС СМК, с учетом действующих нормативных документов СДС «Военный Регистр», центром научных-исследований АНО «Военный Регистр» в 2017 году открыта инициативная исследовательская работа по теме «Анализ объективности методик по оценке результативности и зрелости СМК предприятий ОПК на этапах жизненного цикла продукции военного назначения и эффективности работы ОС СМК СДС «Военный Регистр».

Приходится констатировать факт отсутствия государственной заинтересованности в коллегиальном решении имеющихся проблем. Накопленный во времена Советского Союза опыт по организации контроля качества на производстве, в виду отсутствия преемственности поколений сегодня почти утрачен.

В любой сфере деятельности, только совместные усилия законодателей, практиков и теоретиков могут принести закономерный успех в решении проблемных вопросов. Достижение главной стратегической цели СДС «Военный Регистр» – обеспечение гарантированного качества продукции военного назначения – есть приоритетное направление в деятельности Системы и для его реализации мы рассчитываем на всестороннюю поддержку всех участников нашей Системы.

СДС «Военный Регистр» готова взаимодействовать с различными структурами и приложит максимум усилий в деятельности по независимому подтверждению соответствия и повышению результативности функционирования систем менеджмента для обеспечения качества оборонной продукции. Мы надеемся, что федеральные, региональные органы исполнительной власти и интегрированные структуры ОПК все же станут нашими союзниками в достижении общей цели по обеспечению гарантированного качества продукции, работ и услуг, определяемых государственным оборонным заказом.