Новости промышленной политики и технического регулирования

06/11/2024

23 октября в Комитете Совета Федерации по экономической политике состоялся совместный с Советом по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли РФ круглый стол на тему «Опережающая стандартизация – важнейший инструмент технологического суверенитета».

Мероприятие провел первый заместитель председателя Комитета СФ Иван Абрамов. Участие в работе приняли член Комитета СФ Александр Жуков, представители Федеральных органов исполнительной власти РФ, коммерческих организаций, профессиональных объединений и союзов.

В обсуждении принял участие президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса, член комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Промышленность», член Общественного совета Минэкономразвития России Виктор Хайков.

Как отметил Иван Абрамов, обеспечение технологического суверенитета и инновационного развития промышленного потенциала страны – важнейшая задача для отечественных производителей.

«Одним из направлений совершенствования нормативной базы, обеспечивающим решение задач в области достижения технологического суверенитета является совершенствование системы опережающей стандартизации, которая является эффективным инструментом поддержки и развития промышленности», – заявил Иван Абрамов.

Он подчеркнул, что одним из ключевых вопросов национальной системы стандартизации и сертификации продукции является защита интересов отечественных компаний, осуществляющих разработку и производство промышленного оборудования, разработку технологий, программного обеспечения, а также компаний, поставляющих свою продукцию как на внутренний рынок, так и на экспорт.

В основном докладе руководитель Росстандарта Антон Шалаев напомнил, что незаслуженно забытое понятие «опережающей стандартизации» было введено в советских нормативных документах еще в конце 1960х годов и означал на практике установление повышенных требований или предъявление новых, которые, согласно прогнозам, могут быть оптимальными в последующем. «Именно благодаря опережающей стандартизация наша страна была абсолютным мировым лидером в стандартах высокотехнологичных отраслях промышленности 1970-х годах. Необходимая нормативная база для возрождения "опережающей стандартизации" в целом уже существует, однако считаем необходимым дальнейшее совершенствование законодательства в части уточнения терминологии, уточнения процедур применения стандартов организациями для трансфера передовых технологий и цифровизации самих стандартов. При этом применение стандартов не только позволяет осуществить действенную поддержку инновационным технологиям, но и способствует быстрому и эффективному внедрению технологий, которые пока не нашли широкого применения в Российской Федерации», – отметил руководитель ведомства.

Заместитель Председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Лоцманов обратил внимание на то, что успешное решение задач импортозамещения невозможно без сохранения и развития национальной системы стандартизации. «Сейчас стоит новая вопрос – обеспечение технологической независимости, а решение которого без опережающей стандартизации невозможно».

Президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков выступил с рядом ключевых предложений, направленных на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественных высокотехнологичных компаний. Его инициативы получили поддержку как от представителей федеральных органов власти, так и от деловых объединений и бизнеса.

Ключевые тезисы президента Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса Виктора Хайкова:

Максимальное использование национальных систем технического регулирования для защиты внутреннего рынка Хайков подчеркнул, что федеральным органам власти необходимо проработать максимальное использование национальных (в том числе ЕАЭС) систем технического регулирования и стандартизации для защиты внутреннего рынка от низкокачественной продукции и технологий. Это также создаст преференции для отечественных высокотехнологичных компаний. Подобный подход широко используется всеми развитыми странами мира.

Для приоритетных технологических направлений и продукции должна быть введена обязательная стандартизация и сертификация.

Исключение практики выдачи сертификатов соответствия без проверки.
Необходимо исключить практику выдачи сертификатов соответствия без полноценной предусмотренной законодательством проверки продукции. В настоящее время любое лицо может получить практически любой сертификат соответствия на любую продукцию в сроки до одного дня без фактических проверок и за небольшие деньги. Подобные объявления легко найти в интернете, а реклама таких услуг является одним из самых распространенных видов спам-рассылок в адрес промышленных предприятий. Это приводит к заполнению российского рынка некачественной и контрафактной продукцией, многочисленным авариям, в том числе с человеческими жертвами. Из-за этого в последние годы крупнейшие заказчики (Газпром, Роснефть, Росатом, РЖД и другие) были вынуждены создавать собственные корпоративные системы стандартизации и сертификации параллельно государственным и частным. В таких условиях добросовестный бизнес нередко оказывается неконкурентоспособным, что приводит к приостановке или отмене промышленных проектов.
Хайков призвал к кардинальному ужесточению государственного контроля и надзора за частными органами сертификации, включая рассмотрение введения лицензирования данного вида деятельности и/или нотификации органов по сертификации соответствия. Подобный жесткий подход в отношении органов сертификации используется всеми развитыми странами мира.

Уход от корпоративных систем стандартизации и сертификации через актуализацию национальных стандартов.

Необходимо отходить от корпоративных систем стандартизации и сертификации путем актуализации национальных стандартов и формирования (только в исключительных случаях) отраслевых стандартов. Это должно происходить при обязательном условии жесткого государственного контроля органов сертификации, так как крупный бизнес должен доверять выдаваемым сертификатам соответствия. В настоящее время каждый производитель вынужден платить миллионы рублей за получение корпоративных сертификатов соответствия каждому крупнейшему заказчику, с которым он хочет работать. Это недопустимая ситуация, когда необходимо максимально быстро развивать собственные производства по множеству направлений. Также при разрозненной системе стандартизации и сертификации внутри страны сложно говорить об унификации подходов в рамках ЕАЭС и тем более БРИКС. Только универсальные системы стандартизации и сертификации могут позволить широкий выход наших товаров и услуг на внешние рынки.

Участники круглого стола оценили подходы опережающей стандартизации для устойчивого развития страны, обеспечения безопасности и качества производимой на территории Российской Федерации продукции.

Отмечено, что достижение поставленных целей требует изменения подходов к выбору видов стандартов и их содержанию, а для инновационных импортозамещаемых продуктов и технологий необходимо установление опережающих требований.

Выводы, сделанные в ходе круглого стола, будут обобщены и использованы в дальнейшей законодательной работе.

Источник: Национальная ассоциация нефтегазового сервиса